1 Вопрос. Теоретические концепции и модели социальной работы
Говоря о теоретических моделях и концепциях в социальной работе, необходимо подчеркнуть её междисциплинарный характер (прослеживается связь с такими науками, как психология, педагогика, экономика, антропология, философия, правоведение, политология, медицина, этика и др.).
Социальная работа, будучи универсальным видом деятельности, формируется под влиянием ряда научных (гуманитарных) дисциплин. Однако доминирующее место занимают психология и социология, в соответствии с чем выделяют 3 группы теоретических моделей: прежде всего, это такие теории и модели, как социолого-ориентированные, психолого-ориентированные и комплексно-ориентированные. Каждая из них демонстрирует наличие связей с соответствующими науками о человеке (социологией, психологией, педагогикой и др.), использует свои формы и методы воздействий на личность, группу, разрешая их социальные проблемы.
Социолого-ориентированные теории и модели. Они направлены преимущественно на так называемую структурную социальную работу, прежде всего озабочены оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, повышением эффективности социальной политики в целом, а это значит — улучшением социальных предпосылок, условий осуществления социальной работы. Главными формами и методами социальной работы здесь выступают: социальный контроль за поведением представителей различных групп населения (особенно групп риска), оказание помощи клиентам в том, чтобы они сами нашли свое место в жизни. В качестве механизма здесь выступает разработка различных социальных проектов, программ, в которых участвуют как социальные службы, так и сами группы нуждающихся. Модель социолого-ориентированной социальной работы имеет несколько подмоделей: теория систем Берталана (теория экологических систем); марксистская и радикальная модели; разрешающая модель.
Психолого-ориентированные теории и модели социальной работы главной целью считают задачу помощи клиентам в активизации собственных усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне, оптимальном использовании своих личностных и социальных ресурсов. Частные модели: «экзистенциально-гуманистическая модель» (Маслоу и Роджерс) , « психодинамическая модель» (психоанализ Фрейда), «бихевиористская модель» (Скинер), «коммуникативно-ролевая модель», «задача-ориентированная модель».
Комплексно-ориентированные теории и модели. Здесь выделяют несколько частных моделей: «витально-ориентированная модель» (виталистский подход); «социально-педагогическая модель»; «когнитивная модель» (познавательная модель).
Формирование современной национальной модели социальной защиты в Республике Беларусь базируется на использовании тех концептуальных посылок каждой из названных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету и могут быть адаптированы с учетом происходящих в республике перемен и социально-экономических сложностей.
Прежде всего, национальная модель организации социальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли социальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной работы среди различных категорий нуждающихся, а также опору на структурные компоненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников.
В соответствии с этими концепциями в РБ идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Теория социальной работы
- 1 Вопрос. Теоретические концепции и модели социальной работы
- 2 Вопрос. Эволюция взглядов на социальную работу: от благотворительности до профессиональной деятельности.
- 3 Вопрос. Современное понимание, закономерности и принципы социальной работы, основные требования к ее качеству.
- 4 Вопрос. Универсальный характер социальной работы, важность взаимодействия ее с другими науками и учебными дисциплинами.
- Аналитико-информационная (сбор и анализ информации об отдельном клиенте, о состоянии дел конкретных регионов (социально-демографического, медико-социального, криминального и другого характера)
- 7 Вопрос. Профессиональный статус социального работника в Республике Беларусь, его базовые характеристики.
- 8 Вопрос. Специфика и социально-нравственная ценность участия в социальной работе общественных объединений и отдельных личностей.
- 9 Вопрос. Система социальной защиты населения Республики Беларусь, основные Государственные программы по совершенствованию социальной защиты разных категорий населения.
- Содержательные направления деятельности Министерства труда и социальной защиты как главного субъекта управления.
- Социальное обеспечение;
- Социальную поддержку (помощь). Социальное страхование
- Социальное обеспечение и его виды. Особенности социального обслуживания.
- Пособия
- Социальное обслуживание
- Виды социального обслуживания:
- 13 Вопрос. Адресная социальная помощь. Виды и показатели, дающие право на её получение. Социальная помощь: ее виды. Адресная социальная помощь.
- 14 Вопрос. Проблема стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы. Уровни и эталоны социальных стандартов.
- 16 Вопрос. Задачи, функции и особенности деятельности Фонда социальной защиты Республики Беларусь.
- Основные задачи и функции Фонда:
- Средства Фонда образуются за счет:
- Средства Фонда направляются на:
- 17 Вопрос. Технологии социальной работы. Структура и содержание технологического процесса социальной работы.
- 19 Вопрос. Методы и технологии социальной профилактики, повышение эффективности их использования.
- 20 Вопрос. Технологические особенности социальной адаптации и социальной терапии в работе с различными категориями населения.
- 21 Вопрос. Цели, виды и содержание социальной реабилитации как одного из факторов оптимизации жизнедеятельности человека.
- 23 Вопрос. Основные задачи, методы и технологии деятельности социально-педагогических и психологических служб (сппс) в учреждениях образования.