logo
ТОСР 1-23

3 Вопрос. Современное понимание, закономерности и принципы социальной работы, основные требования к ее качеству.

Система социальной защиты в РБ сегодня находится на стадии развития и становления. Социальная работа как профессиональная деятельность получила свое развитие в РБ начиная с 1991 года, когда был сделан первый набор на специальность «социальная работа» в Институте современных знаний (негосударственный ВУЗ). Затем в 1992 году произвели набор на схожую специальность в БГУ культуры и искусства. 1993 год – БГПУ имени Максима Танка, 1996 год – филиал Московского государственного социального университета (сейчас Российский государственный социальный университет (РГСУ), 1999 год – Кафедра социальной работы ФУСТ БГУ, 2004 – кафедра реабилитологии ГИУСТ БГУ.

В настоящее время ввиду достаточно активного развития социальной работы выделяют целый спектр АКТУАЛЬНЫХ для нее проблем:

  1. Расширение пространства (поля) современной социальной работы. Вследствие социально-экономических и политических преобразований в обществе, резкой дифференциации доходов, поляризации богатства и бедности, ухудшения качества жизни населения появился ряд групп населения, которые ныне называются социально незащищенными (социально уязвимыми, группами риска): женщины, дети, различного рода семьи и др. Т.о. расширение пространства социальной работы включает в себя и расширение ее объекта. С другой стороны, происходят перемены и в системе СУБЪЕКТА социальной работы. В настоящее время расширение пространства социальной работы требует включения в нее различных министерств и ведомств, интеграции их усилий с целью улучшения социального положения нуждающихся слоев населения (Министерство труда и социальной защиты + Министерство образования + Министерство здравоохранения). Наряду с государственными структурами активизируют свою деятельность и общественные, коммерческие организации. Наличие большого спектра социальных, психологических проблем требует участия в их решении не только специалистов по социальной работе и психологов, но и специалистов других направлений (юристов, педагогов, валеологов, медиков), а также волонтеров.

  2. Актуальным является вопрос специализации, которая предполагает (по западному образцу)подготовку специалистов узких направлений (психолог, реабилитолог и др.). В РБ социальная работа представлена в 3-х основных направлениях: культурологическое; психолого-педагогическое; медико-социально-психологическое.

  3. Проблема профессионального отбора.

  4. Проблема расширения финансовой базы (в настоящее время наряду с государственным финансированием используется и финансирование коммерческих и общественных организаций).

  5. Проблема расширения информационной базы. В 2000 году на базе Министерства социальной защиты была создана государственная информационная служба, которая создала общую информационную базу.

  6. Проблема совершенствования законодательной базы.

  7. Проблема стандартизации социальной работы. В качестве стандартов: - стандарт профессиональной подготовки (1999), - стандарт этического поведения (мы пользуемся российским), - стандарт минимального объема социальных услуг, - стандарт ресурсов, - стандарт внешнего вида социального работника.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА (в широком смысле) – это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества СИСТЕМА практически осуществляемых социальных, экономических, психологических, правовых, педагогических, медико-экологических и духовных МЕР, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для функционирования населения в целом.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА (в узком смысле) – система мер, направленных на защиту отдельных категорий населения, оказавшихся в особо сложной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – рассматривается как инструмент, обеспечивающий функционирование системы социальной защиты, и представляет собой особый вид социальной деятельности, нацеленный на оказание помощи индивидам и группам людей, испытывающим затруднения в социальном функционировании.

Так как основными компонентами социальной работы выступают управленческие отношения и отношения взаимодействия специалистов и клиентов, то говорят о наличии 2-х групп закономерностей в социальной работе:

  1. Закономерности, характерные для деятельности управленческих органов социальной защиты (как федерального, так и регионального уровней):

- зависимость результативности социальной работы от структурной завершенности системы органов управления и её функционирования;

- зависимость результативности социальной работы от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;

- зависимость результативности социальной работы от соответствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей;

2. Закономерности, характерные для контактного уровня социальной работы:

- общая заинтересованность специалиста и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

- целостность воздействия специалиста на ситуацию клиента;

- соответствие полномочий и ответственности социальных работников;

- соответствие общего профессионального уровня специалиста конкретной ситуации и проблеме клиента.

Считается, что чем полнее учитывает специалист закономерности на практике, тем эффективнее будет его деятельность. Однако зачастую в каждом конкретном случае специалист не в состоянии соотносить свои практические действия с закономерностями. Поэтому, как правило, на практике он руководствуется выводами и правилами, возникшими из сформированных выше закономерностей. Они и представляют собой основные ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА (однако, так как социальная работа представляет собой универсальный вид деятельности и носит междисциплинарный характер, то её методологическими принципами выступают принципы других наук):

  1. Общефилософские принципы (принцип развития, принцип отражения)

  2. Принципы социальных наук (принцип историзма, единства сознания и деятельности, социальной значимости и др.)

  3. Социально-политические принципы (государственный подход к решению социальных задач, принцип гуманизма и демократизма, законности и справедливости деятельности и др.)

  4. Организационные принципы или организационно-распорядительные (принцип профессиональной компетентности кадров, принцип контроля и проверок, принцип единства полномочий и ответственности и др.)

  5. Психолого-педагогические принципы (комплексный анализ и оценка условий жизнедеятельности клиента, принцип индивидуального подхода, адресность, терпимость и др.)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. Универсальности (предполагает отсутствие дискриминации в отношении клиента)

  2. Охраны социальных прав (означает, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав)

  3. Социального реагирования (предполагает необходимость принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с ситуацией клиента, но, при этом, не ограничиваться только набором стандартных мероприятий)

  4. Профилактической направленности (проведение мероприятий по предупреждению неблагоприятных явлений)

  5. Клиентцентризма (предполагает приоритет прав клиента во всех случаях кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей)

  6. Опоры на собственные силы (субъективная активная позиция клиента)

  7. Максимизации социальных ресурсов (сочетается с принципом социального реагирования) (предполагает привлечение к решению проблемы клиента других специалистов и организаций)

  8. Конфиденциальности

  9. Толерантности (предполагает терпимое отношение к клиенту независимо от того, внушает он ему симпатию или нет).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Актуальным сегодня остаётся вопрос качества социальной работы, которое определяется несколькими составляющими:

  1. Вопросом подготовки профессиональных кадров, обладающих высокой профессиональной компетентностью и способностью использовать современные эффективные технологии в работе с клиентом с целью достижения высокой гарантии надежности социальных услуг (в основе этих технологий лежит индивидуализированный адресный подход).

  2. Условия осуществления социальных услуг предполагают высокую организованность и оптимальность структуры социальных служб, современную их оснащенность информационными системами.

  3. Стандартизирование и рецензирование деятельности социальных работников и социальных учреждений в целях предотвращения оказания некачественных социальных услуг.

  4. Общее социально-экономическое положение в стране, создающее необходимые условия для развития системы социальной защиты и оказания качественных услуг населению.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4