14 Вопрос. Проблема стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы. Уровни и эталоны социальных стандартов.
Стандарт – это образец, эталон в виде нормативно-правового акта, устанавливающего основные требования к качеству и объему социальных услуг, регламентирующего деятельность социальных служб в масштабах государства.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНДАРТОВ:
международные
национальные (или государственные)
региональные (частные или локальные)
стандарты отраслей
стандарты учреждений
ПО ОБЯЗАННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:
рекомендательные, 2. Законодательные (обязательны для исполнения)
В системе социальной работы сейчас идет активная разработка стандартов, но уже есть действующие:
образовательный стандарт (мы работаем по нему принят в 2008году по инициативе ГИУСТ)
стандарт этического поведения (у нас нет, мы пользуемся российским, который был разработан в 1994 году на основе кодекса Международной ассоциации социальных работников).
Стандарт минимальных социальных услуг
Стандарт ресурсов (штатное расписание, максимальное количество клиентов на 1 специалиста)
Стандарт качества оказываемых услуг (не разработан у нас)
Стандарт внешнего вида социального работника (не разработан)
15 вопрос. Особенности супервизорства в социальной работе. Технологии его реализации.
В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В Беларуси пока супервизорство не получило широкого развития. Однако оно заслуживает серьезного внимания, т.к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может оказаться очень результативным.
Такого рода процесс «научения» в отечественной литературе традиционно называется наставничеством. На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система формирования профессионально грамотного специалиста.
Таким образом супервизорство рассматривается как метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы, имеющий место, прежде всего, там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различными группами и категориями людей, и используется с целью координации работы с клиентами.
Исходя из этого, следует отметить, что супервизор объединяет в себе три основные роли: помощника (консультанта), оказывающего поддержку; учителя, помогающего своему подопечному учиться и развиваться; менеджера, несущего ответственность, с одной стороны, за то, что делает супервизируемый для клиента, а с другой — перед организацией, которая платит за супервизию.
Следовательно, разумно говорить о триаде функций супервизора, определяющих содержательную сторону его деятельности:
Во-первых, об образовательной функции, заключающейся в развитии навыков, умений и способностей социального работника. Во-вторых, — о поддерживающей функции как способе противостояния стрессу, боли и потерянности, испытываемых социальным работником в результате глубокой терапевтической работы с клиентом. Такого рода эмоции появляются из-за эмпатирования клиенту или стимулируются при взаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приводит к стрессу и «выгоранию», к снижению эффективности работника, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния с его стороны. В такой ситуации главной задачей супервизора является оказание помощи социальному работнику в осознании этого процесса и работе над подобными реакциями.
В-третьих, о контрольной функции. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и неизбежные сложности взаимоотношений с клиентом, пробелы, уязвимые места заставляют социальных работников искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В процессе работы с подопечными супервизор может частично взять на себя ответственность за благо клиента и работу с ним супервизируемого (социального работника): он гарантирует поддержание стандартов учреждения, в котором проводится работа.
Благодаря супервизорству социальный работник продолжает обучаться и развиваться, более эффективно использовать собственные ресурсы, управлять своей работой и менять ее формы. Однако нельзя не обратить внимания на значение такой формы супервизорской поддержки, как самрсупервизия, которая уместна всегда, даже тогда, когда социальный работник и так получает хорошую супервизию. Практикующему специалисту крайне важно развить в себе внутреннего супервизора, с которым можно консультироваться прямо во время работы. Важным аспектом са-мосупервизии является способность анализировать свою работу прежде всего через самонаблюдение и самооценку своей деятельности.
Зарубежный опыт подсказывает, что у социального работника порой могут возникать преграды, не способствующие обращению за помощью к супервизору. Это может быть предыдущий, как положительный, так и отрицательный, опыт супервизорства. Плохой опыт может способствовать осмотрительности и осторожности, а хороший — сравнению нынешнего супервизора с предыдущим. Кроме того, социальный работник может иметь ощущение, что он не нуждается ни в чьей помощи, что он сам может контролировать свою работу и анализировать ее. Это защита от критики со стороны, где указывают на очевидные ошибки. Плюс к этому порой супервизор работает слишком авторитарно, что приводит к возникновению соперничества по поводу того, кто лучше управляет клиентом. Вследствие этого у социального работника появляется необходимость доказать супервизору, что он сам может делать свою работу. Также супервизор может касаться вопросов, важных для него, а не для социального работника, и тем самым не удовлетворять ожидания последнего.
Зачастую социальные работники испытывают страх по поводу их осуждения и оценки супервизором, но они забывают, что, в свою очередь, супервизоры также беспокоятся о произведенном впечатлении на клиентов.
Таким образом, наиболее сложной характеристикой, которой должен обладать супервизор, является способность одновременно в процессе работы видеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с которыми пришел социальный работник, и самого социального работника, не теряя из фокуса-внимания собственный внутренний процесс и взаимодействие с клиентом здесь и сейчас. (Конечно, это умение приходит не сразу, требуются долгие годы практики.)
Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, должны ли супервизор и социальный работник работать в одном стиле. Но обоим следует иметь много общего в языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместе сотрудничать. Супервизорство позволяет оглянуться назад и оценить происходившее, дает шанс молодому профессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые знания, которые возникают в наиболее сложных ситуациях; в конце концов, получить поддержку со стороны.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Теория социальной работы
- 1 Вопрос. Теоретические концепции и модели социальной работы
- 2 Вопрос. Эволюция взглядов на социальную работу: от благотворительности до профессиональной деятельности.
- 3 Вопрос. Современное понимание, закономерности и принципы социальной работы, основные требования к ее качеству.
- 4 Вопрос. Универсальный характер социальной работы, важность взаимодействия ее с другими науками и учебными дисциплинами.
- Аналитико-информационная (сбор и анализ информации об отдельном клиенте, о состоянии дел конкретных регионов (социально-демографического, медико-социального, криминального и другого характера)
- 7 Вопрос. Профессиональный статус социального работника в Республике Беларусь, его базовые характеристики.
- 8 Вопрос. Специфика и социально-нравственная ценность участия в социальной работе общественных объединений и отдельных личностей.
- 9 Вопрос. Система социальной защиты населения Республики Беларусь, основные Государственные программы по совершенствованию социальной защиты разных категорий населения.
- Содержательные направления деятельности Министерства труда и социальной защиты как главного субъекта управления.
- Социальное обеспечение;
- Социальную поддержку (помощь). Социальное страхование
- Социальное обеспечение и его виды. Особенности социального обслуживания.
- Пособия
- Социальное обслуживание
- Виды социального обслуживания:
- 13 Вопрос. Адресная социальная помощь. Виды и показатели, дающие право на её получение. Социальная помощь: ее виды. Адресная социальная помощь.
- 14 Вопрос. Проблема стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы. Уровни и эталоны социальных стандартов.
- 16 Вопрос. Задачи, функции и особенности деятельности Фонда социальной защиты Республики Беларусь.
- Основные задачи и функции Фонда:
- Средства Фонда образуются за счет:
- Средства Фонда направляются на:
- 17 Вопрос. Технологии социальной работы. Структура и содержание технологического процесса социальной работы.
- 19 Вопрос. Методы и технологии социальной профилактики, повышение эффективности их использования.
- 20 Вопрос. Технологические особенности социальной адаптации и социальной терапии в работе с различными категориями населения.
- 21 Вопрос. Цели, виды и содержание социальной реабилитации как одного из факторов оптимизации жизнедеятельности человека.
- 23 Вопрос. Основные задачи, методы и технологии деятельности социально-педагогических и психологических служб (сппс) в учреждениях образования.