logo search
Орлова

Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациям

В периоды интенсификации культурной динамики, как уже отмечалось ранее, отклонения от установленных в обществе норм учащаются, механизмы социализации ослабляются, а ее содержание становится более неопределенным. В таких условиях межличностные и межгрупповые взаимодействия делаются более напряженными, и людям приходится выбирать, как организовывать совместную активность в таких ситуациях. В самом общем виде можно предложить основные, фундаментальные принципы такой организации; прослеживая в соотношении с ними реальные реакции людей на возникающие в группе трения, на недостаточную социализованность поведения, на отклонения от принятых здесь стандартов, определить, насколько избранный путь взаимодействия будет эффективным в данной ситуации.

Они объединяются категорией «парадигма взаимодействия», которая относится прежде всего к форме, стратегии, тактике взаимодействия. Однако выделяются также и обусловливающие их факторы социокультурного и психологического порядка2.

Форма и структура процесса определяются следующими парадигматическими основаниями:

— нормативные ориентации участников по отношению друг к другу; они могут быть осознанными и бессознательными, рациональными и аффективными и т. п.;

1Herskowits M. Cultural Antropology. N. Y., 1955. P. 273 (см. также работы M. Фуко).

2Подробнее об этом см.: Орлова Э.А. Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия. М, 200!; Конфликты и переговоры. Парадигмы социального взаимодействия.

М., 2001.

264

общие намерения, относящиеся к цели взаимодействия; они задают критерии для оценки эффективности процесса;

ожидания участников по отношению друг к другу и к результатам взаимодействия; они задают критерии для регулирования хода процесса;

особенности организации информационного обмена, обусловливающие степень напряженности взаимодействия.

На этих основаниях выделяются три общих парадигмы взаимодействия, определяющих доминирующую направленность участников: на сохранение системы взаимодействия (консолидация); на индивидуальное це-ледостижение без учета интересов других (конфликт); на решение задачи или проблемы (переговоры).