logo search
Семейная психология / shipitsyna_psikhologia_det_vor

Глава 3 семейное неблагополучие как причина детской девиантности

Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведен­ческих отклонений у детей, так как приводит к возник­новению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты вос­питания в семье. Наиболее типичны из них следующие:

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, ведущих к семейному неблагополучию в отношении ребенка, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологичес­кий климат.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к ро­дителям первоначально лежит зависимость от них, при­чем мать в этом отношении детям ближе, чем отец. Нару­шение эмоциональной связи ребенка с матерью является одной из главных причин девиантного поведения. Посто­янство материнской заботы служит предпосылкой возник­новения у ребенка чувства доверия к миру, которое необ­ходимо для нормального развития личности.

Очевидно, что разрыв или ослабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуаль­ное развитие ребенка. Прекращение эмоционального вза­имодействия с матерью порождает у него первичную тре­вогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка. Соответственно и его развитие приобретает все более отчетливый дисгармо­ничный характер.

Наблюдение за детьми из неблагополучных семей сви­детельствует о том, что эти дети значительно отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстни­ков из благополучных семей.

Дети из неблагополучных семей испытывают состояние сильного неудовлетворения своих основных психических потребностей. Некоторые исследователи счита­ют, что в неблагополучных семьях степень депривации, даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение материнской привязанности, представля­ющее собой материнскую депривацию, вызывает у ребен­ка эмоциональные нарушения. Отсутствие отца ребенок переживает гораздо менее болезненно, чем отсутствие матери. Однако ребенок без отца не имеет примера регу­ляции поведения, страдает от недостатка авторитета и контроля. Родительская любовь способствует возникнове­нию и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у человека. Ребенок, лишенный любви, чувствует себя неудовлетво­ренным, недостойным и униженным недоброжела­тельностью или невнимани­ем со стороны родителей, что вызывает осознанную враждебность. Безотчетная, немотивированная жестокость может проявляться по отношению к другим людям. Если эта бессильная агрессия направлена внутрь, она вызывает чувство вины, тревоги.

Изучение зависимости агрессивного поведения детей от характера наказаний, а также контроля родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники, как правило, происходят из семей где физическая жестокость идет «рука об руку» с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль детей коррелирует с высоким уровнем асоциальности. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная стро­гость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция») встречаются в одной семьей. Первый тип в основном прослеживается по ли­нии отца, а второй — по линии матери.

Дети черпают знания о моделях девиантного, в том числе агрессивного и аддиктивного поведения, в основ­ном из трех источников. Во-первых, семья может одно­временно демонстрировать эти модели и обеспечивать их подкрепление. Вероятность асоциальных форм поведе­ния детей зависит от того, сталкиваются ли они с их про­явлениями у себя дома. Во-вторых, нарушенному пове­дению они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах, на­пример, агрессивного поведения во время игр. И нако­нец, в-третьих, дети учатся асоциальному поведению не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых в средствах массовой информации.

В основе тех проблем, которые осложняют и иска­жают отношения детей и родителей, лежит отсутствие желания понять друг друга. При проведении опроса учащихся старших классов было выявлено, что в способах реагирования на непослушание подростков дотируют запретительные и насильственные меры наказания.

Жизнь многих детей протекает в неполных семьях Они часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, есте­ственно, негативно сказывается на воспитательном по­тенциале семей, способствует формированию разных нарушений поведения.

По экспертной оценке специалистов, несовершенно­летние правонарушители более чем в 2 раза чаще проис­ходят из неполной, чем из полной семьи (С. В. Дармодехин, 2001).

Согласно обобщенным за последние годы данным доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%, в их числе 30-40% подрост­ков, успевших пристраститься к алкоголю или нарко­тикам, 53% — занимающихся воровством (Л. М. Шипицына, 2005).

Существенно больше в неполных семьях педагоги­чески запущенных детей. Дети в неполных семьях в 2 раза чаще, чем в полных, остаются без всякого при­смотра, то есть материальные и другие проблемы жиз­недеятельности неполной семьи нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-под­ростками. Ребенок, воспитанный в такой семье, обыч­но недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни. Вероятность распада брака у воспитанных в неполных семьях значительно выше, чем у выросших в обычных (Воспитание трудного ребенка, 2001).

О детях, которых воспитывают одинокие матери, можно услышать удивительно противоположные мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет значения, третьи убеждают, что очень много успешных и выдающихся людей было воспитано одинокой матерью и, в сущности, это даже полезнее. По крайней мере, материнское воспитание еще никому не повредило. И всем известны примеры, когда некоторые женщины сознательно и обдуманно хотят иметь ребен­ка, но не хотят создавать семью и не признают совмест­ной жизни с мужем.

В неполных семьях, кроме отсутствия отца, имеются и другие проблемы: материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения, от которого немало за­висят воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная мужской поддержки, часто психологически травмирована, что отражается и на ее отношении к де­тям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше забо­тятся о формальном послушании, успеваемости, вежли­вости и т. п., нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бесси­лие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно един­ственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое стремление кажется бескорыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, силь­ная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т. д.

Одинокий отец, который сам заботится о ребенке - большая редкость. Но все же такие бывают. Количество мужских неполных семей составляет примерно 6,5% от всех неполных семей. Судебная практика лишь в исклю­чительных случаях доверяет ребенка отцу, а не матери.

То, что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца, — известно давно. Но существует опыт «одиноких отцов». В Англии отцы составляют 12% всех одиноких родителей. Одиноких отцов и оди­ноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько бо­лее демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социаль­но-психологические трудности. Одинокие отцы получа­ют больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них в значительно большей степени, чем у одино­ких матерей, суживается круг социального общения. Если одинокие матери испытывают трудности с дисцип­линой детей, то отцы озабочены недостаточной эмоцио­нальной близостью с ними, особенно с дочерьми. Но хотя в обоих случаях неполная семья создает трудности (раз­ного порядка), отсутствие одного из родителей не исклю­чает возможности нормального развития ребенка и ка­кой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния.

Изучение феномена се­мейного неблагополучия позволяет отметить, что в последние годы нарастает отчуждение между роди­телями и детьми.

В одних семьях воспи­тание детей ограничива­ется заботой об их мате­риальном благополучии. В других — критерием успешного воспитания считают адаптацию ре­бенка в обществе. В треть­их ценят, прежде всего, способность детей устанавливать контакты с другими людьми. В четвертых родители хотят воспитать чело­века, стремящегося к самосовершенствованию и т. д. Отношение родителей к проблемам воспитания детей отражает систему ценностей семьи, то, к чему она стре­мится и на какой основе складывается ее образ жизни. Поэтому за уровнем осознания своей ответственности за судьбы детей стоят культура и атмосфера семейной жизни. Соответственно, меры, направленные на усиле­ние ответственности родителей за воспитание и обуче­ние детей, в определенной мере влияют на весь уклад семейной жизни, помогают преодолеть ряд социальных проблем.

В зависимости от степени ответственности родителей воспитание и обучение детей можно выделить несколько типов семей: «проблемную», «некомпетентную», «благополучную» (Родители в ответе..., 2002). Рассмот­рим особенности каждой из них более подробно.