logo search
Межкультурная коммуникация

Формы межкультурной коммуникации Аккультурация как форма межкультурной коммуникации.

Культурные контакты являются важным компонентом общения между народами.

В культурологии для обозначения взаимодействия и взаимовлияния культур используется термин «аккультурация».

Аккультурация

- представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур,

- при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента)

- перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).

Фактически понятие аккультурации синонимично понятию межкультурной коммуникации

Содержание термина «аккультурация»

- отражает различные формы коммуникации культур,

- по отношению к которым сама аккультурация выступает как мета-форма.

Мета (греч – между, после, через) часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому

В процессе аккультурации в качестве культуры-донора и культуры-реципиента

- одновременно выступают обе (или больше) взаимодействующие культуры,

- хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой

Кроме того, представители одной культуры

- могут полностью принимать ценности другой,

- отвергать эти ценности

- либо подходить к ним селективно, избирательно.

Начало исследованию процессов аккультурации было положено на рубеже XIX—XX вв. в рамках американской этнографии и культурантропологии. Тогда американский этнограф У. Хоумз употребил термин «аккультурация» для обозначения процесса уподобления и передачи элементов одной культуры другой.

В научном обороте термин «аккультурация» закрепился в 1920—1930-х гг. — в период расцвета культурной антропологии, связанный с деятельностью таких специалистов, как М. Мид, Р. Линтон, Ф. Боас, А. Малиновский, Р. Редфилд.

Первоначально аккультурацию рассматривали

- как результат длительного контакта групп,

- представляющих разные культуры,

Результатом этого длительного межгруппового контакта проявлялся

- изменением их исходных культурных моделей

- с учетом удельного веса взаимодействующих групп.

Считалось,

- что при этом культуры смешиваются

- и достигается состояние культурной и этнической однородности.

При этом

- менее развитая культура

- подвергается большему влиянию со стороны более развитой

В рамках этого подхода возникла знаменитая американская концепция «плавильного тигля»

«Melting Pot» («плавильный тигель») – процесс в ходе которого происходит американизация и ассимиляция иммигрантов, принадлежащих к различным национальностям, этническим группам и расам.

В этом «плавильном тигле»

- смешиваются культуры всех народов,

- проживающих в США,

- и в результате образуется новая однородная американская культура

Вплоть до окончания первой мировой войны для въезда в США не было никаких преград

Этот принцип провозглашала и надпись на статуе Свободы:

Отдай мне всех, отринутых тобой -

изгоев, нищих, сломленных судьбой,

дай мне плевелы с тучных нив твоих:

раскрыв объятья, я встречаю их,

и светоч мой им озаряет путь

Они приезжали миллионами и миллионами растворялись в населении Америки

В американской литературе

- распространено выражение «США – нация иммигрантов»

- потому что немалая часть населения США является иммигрантами и их потомками.

Кто такие иммигранты?

Иммигранты – это граждане одного государства, поселяющиеся на территории другого государства.

Установка на то,

- что пребывавшие в США иммигранты, должны были отказаться от своего языка, обычаев, культурных традиций и морально-этических ценностей

- и перенять язык, образ жизни и систему ценностей англо-саксонского большинства,

- восходит ещё к «отцам-основателям»

«Отцы-основатели» - так с 20-го века США стали называть участников конвента в Филадельфии, принявшего в 1787 конституцию страны (Д.Вашингтон, Д. Мэдисон, А. Гамильтон, Б. Франклин)

А. Зангвилл:

«Америка – созданный Богом тигель, величайший плавильный тигель, где сплавляются все народы Европы…

Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские – все в этот тигель!

Так Господь создаёт нацию американцев»

Для превращения в «стопроцентных американцев» иммигрантам, согласно этой практике, необходимо отказаться

- от родного языка

- обычаев

- и национальных традиций.

Исследования влияния англосаксонской культуры США на индейцев и афрориканцев расширили представление о механизмах и специфике аккультурации.

В 1935 г. Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц предложили модель исследования аккультурации через описание контактов между

- культурой-реципиентом

- и культурой-донором.

Ученые проанализировали

- самые разнообразные ситуации контактов,

- вовлеченности в этот процесс отдельных групп или всего населения,

- причины вовлеченности, характера заимствованных элементов или характера сопротивления новшествам и т.п.

Этими учеными была разработана классификация результатов взаимодействия культур

Эта классификация результатов взаимодействия культур включала три основных типа:

ассимиляция

адаптация

реакция

ассимиляция — полное замещение старой культуры новой;

адаптация — частичное изменение старой культуры

реакция — полное отторжение новой культуры

Со временем аккультурация перестала рассматриваться как исключительно групповой феномен

Аккультурацию

- стали изучать и на уровне индивидуального поведения,

- учитывая изменение ценностных ориентации, социальных установок, ролевого поведения индивида.

В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы

1. стремится сохранить свою культурную идентичность (соответствие)

2. и включается в чужую культуру.

Комбинация возможных вариантов решения этих проблем давала следующие четыре основные стратегии аккультурации:

I ассимиляциявариант аккультурации,

- при котором человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры,

- отказываясь при этом от своих норм и ценностей;

II сепарация

- отрицание чужой культуры

- при сохранении идентификации со своей культурой.

В этом случае

- представители недоминантной группы

- предпочитают изоляцию от доминантной культуры.

Если

- на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры,

- это называется сегрегацией;

III маргинализация

- это одновременно потеря идентичности с собственной культурой

- и отсутствие идентичности с культурой большинства.

Такая ситуация возникает

- из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин)

- и отсутствия стремления к получению новой идентичности (возможно, вследствие дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры);