Недостаточные социальные навыки и социально-культурная адаптация
Подход с точки зрения научения культуре предполагает, что проблемы адаптации к новой культуре главным образом"связаны с недостатком навыков. Это предположение детально проверялось в работе Фернхэма и Бокнера (Furnham & Bochner, 1982) Они обследовали студентов из-за рубежа, обучающихся в Великобритании. Исследование включало разработку Опросника социальных ситуаций, инструмента, включавшего 40 позиций, предназначенного для оценки общего количества проблем, возникающих в ходе обыденных социальных контактов. Участвовавшие в исследовании иностранные студенты были разделены на три группы, в зависимости от культурной дистанции между их родиной и принимающим обществом (Великобритания). В группу, близкую в культурном отношении, вошли студенты из стран Северной Европы (Франция, Нидерланды, Швеция), группу, имевшую умеренное культурное сходство, составляли студенты из стран Южной Европы и Южной Америки (Италии, Испании, Венесуэлы и Бразилии), а в группу, имевшую минимальное культурное сходство, входили студенты с Ближнего Востока и из стран Азии (Египта, Саудовской Аравии, Индонезии и Японии). Результаты исследования ясно показывают, что проблемы адаптации являются функцией культурной дистанции, то есть студенты, которые прибыли из далеких в культурном отношении регионов, испытывали самые большие трудности в процессе адаптации.
На Уорд и ее коллег работа Фернхэма и Бокнера по проблемам социальной адаптации произвела сильное впечатление, дав при этом понять, что теория культурного научения может внести значительный вклад в понимание процессов кросс-культурного перемещения и адаптации. Однако названные авторы решили придерживаться несколько более широкого подхода к оценке проблем социально-культурного характера в процессе адаптации и при разработке Шкалы социально-культурной адаптации учли такие дополнительные адаптивные навыки, как «адаптация к климатическим условиям», «привыкание к местной кухне» и «использование местной транспортной системы». Данный инструмент систематически использовался в ходе реализации программы исследований. Уорд и Кеннеди (Ward & Kennedy, 1999) недавно подытожили данные, полученные при изучении более чем 20 выборок временных поселенцев. Ниже мы рассматриваем четыре конкретных вопроса, касающихся социально-культурной адаптации.
1. Каковы прогностические факторы социально-культурной адаптации? В наиболее общем виде прогнозировать социально-культурную адаптацию можно, исходя из уровня информированности о специфике культуры (Ward & Searle, 1991); однако знание в чистом виде не может обеспечить адаптивно-
го поведения. Кроме знания необходимы навыки. Очень важным фактором является владение языком, поскольку это влияет на количество и качество межкультурных контактов. Способность к беглой речи обеспечивает возможность интенсивного взаимодействия с представителями местной культуры (J. Е. Gullahorn & Gullahorn, 1966) и уменьшает количество проблем, связанных с социально-культурной адаптацией (Ward & Kennedy, 1993с). Эти переменные теснейшим образом связаны с моделью кросс-культурной адаптации с точки зрения культурного научения, поскольку они представляют собой реальные ресурсы адаптации и облегчают усвоение навыков в среде новой культуры.
Уорд и ее коллеги, кроме того, расширили свои исследования социально-культурной адаптации, включив в их сферу в качестве прогностических факторов культурной компетентности переменные, связанные с социальной идентичностью. При изучении идентичности с местной и родной культурами выяснилось, что идентификация с местной культурой связана с более высоким уровнем социально-культурной адаптации (Ward & Kennedy, 1993a, 1993b, 1993с). Идентификация с культурой происхождения порой препятствует социально-культурной адаптации, но это нельзя считать общей закономерностью (Ward, 1999). Имеются также данные о том, что на социально-культурную адаптацию оказывает влияние стратегия усвоения культуры. При исследовании государственных служащих в Новой Зеландии, которые занимались отправкой почты за границу, Уорд и Кеннеди (Ward & Kennedy, 1994) обнаружили, что самое большое количество проблем, связанных с социально-культурной адаптацией, возникает у тех, кто избрал сепаратистскую стратегию, а за ними следуют те, кто ориентируется на маргинализацию. Эти группы сталкиваются с гораздо большим количеством трудностей, чем те, кто стремится к интеграции или ассимиляции.
2. Как меняется уровень социально-культурной адаптации с течением времени? Лонгитюдные исследования показали, и это не было неожиданностью, что изменение показателей социально-культурной адаптации осуществляется в соответствии с кривой научения. В ходе исследований малазийских и сингапурских студентов в Новой Зеландии уровень социально-культурной адаптации быстро повышался с первого по шестой месяц пребывания в стране, а в течение следующего полугодия рос незначительно (Ward & Kennedy, 1996b). Исследование, в котором участвовали японские студенты, дало сходные результаты. Показатели социально-культурной адаптации быстро росли на протяжении первых четырех месяцев пребывания в Новой Зеландии, однако к первому полугодию и к концу года значительного изменения этих показателей не произошло (Ward, Okura, et al., 1998). Эти исследования говорят о том, что уровень социально-культурной адаптации быстро повышается в течение первых 4-6 месяцев, а затем эти темпы постепенно сходят на нет к концу первого года пребывания в стране; такая «кривая научения» согласуется с моделью отсутствия/усвоения навыков в процессе кросс-культурной адаптации (Ward & Kennedy, 1999).
3. Отличается ли уровень социально-культурной адаптации временных поселенцев и постоянных жителей? Имеющиеся данные, как и следовало ожидать, говорят о том, что постоянные жители испытывают меньше проблем, связанных с социально-культурной адаптацией, чем временные поселенцы. Например, ученики средних школ Новой Зеландии, которые прибыли из-за рубежа, чаще говорят о проблемах социально-культурной адаптации, чем те, кто находится у себя дома (Ward & Kennedy, 1993b). Это соответствует точке зрения Фернхэма и Бокнера (Furnham & Bochner, 1982), которые считают, что временным поселенцам недостает социальных навыков, когда они оказываются в новой культурной среде.
• 4. Одинаков ли уровень социально-культурной адаптации у разных групп временных поселенцев? Имеются свидетельства того, что культурное и этническое сходство снижает количество проблем, связанных с социально-культурной адаптацией. Временные поселенцы из Китая и Малайзии, проживающие в Сингапуре, адаптируются легче, чем выходцы из Англии и континентальной Европы. Подобным образом малазийские студенты в Сингапуре испытывают меньше трудностей, чем малазийские и сингапурские студенты в Новой Зеландии (Ward & Kennedy, 1999). Это согласуется с данными оригинальной работы Фернхэма и Бокнера (Furnham & Bochner, 1982) о культурной дистанции и социальных проблемах иностранных студентов в Великобритании.
- Глава 20
- Азбука аккультурации
- Аккультурация. Теоретические подходы
- Межкультурный контакт и адаптация
- Как совместить теорию, процесс и результаты
- Восприятие представителей иной культуры
- Выводы, оценки и направления будущих исследований
- Научение культуре
- Социальная психология межкультурных контактов
- Что может помешать успешным межкультурным контактам
- Устранение преград: подготовка к межкультурным контактам и общение с местным населением
- Недостаточные социальные навыки и социально-культурная адаптация
- Подведение итогов, оценка и направления будущей работы
- Стресс и его преодоление
- Когнитивная оценка и стратегия преодоления стресса
- Личность
- Социальная поддержка
- Ощущение дискриминации
- Модели аккультурации
- Тип группы и усвоение культуры
- Психологическая и социально-культурная адаптация
- Подведение итогов, оценки и направления будущей работы
- Заключительные комментарии