logo
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / 0154926_78768_macumoto_d_red_psihologiya_i_kultura / ГЛАВА 20

Аккультурация. Теоретические подходы

По мере того как возрастало количество тех, кто пересекает границу между куль­турами, а исследования по аккультурации получали все большее распространение, сформировались три широких теоретических подхода, которые служили путевод­ными нитями в области психологии. Первый связан с теориями социальной иден­тификации и уделяет основное внимание восприятию себя и окружающих, вклю­чая обработку информации о собственной группе (мы-группа) и прочих группах (они-группы). Вторым является подход с точки зрения культурного научения,

который уделяет основное внимание социальной психологии межкультурных кон­тактов и процессам, связанным с усвоением культуро-специфичных навыков, ко­торые необходимы для того, чтобы выжить и преуспеть в новом окружении. Тре­тий подход связан с психологическими моделями стресса и его преодоления и применяется для изучения перемещения в иную культуру и адаптации к ней. Тео­ретические основы всех трех подходов были «позаимствованы» у традиционной социальной психологии и психологии здоровья, однако используются примени­тельно к изучению личности, усваивающей чужую культуру.

На подход с точки зрения социальной идентичности оказали влияние современ­ная теория и эмпирические исследования в области социальной когнитивной дея­тельности. В рамках этого подхода были предложены два дополнительных на­правления исследований — межкультурный контакт и обмен. Первое предполагает анализ на личностном уровне. При этом первостепенное внимание уделяется от­дельным аспектам этнической или культурной идентичности, а главной проблемой является определение и параметры оценки аккультурации (например, Cuellar, Harris & Jasso, 1980; Hocoy, 1996). Сторонники этого подхода обычно рассматри­вают аккультурацию скорее как состояние, нежели как процесс, и занимаются оценкой данного конструкта в определенный период времени, выявлением реле­вантных прогностических факторов, коррелятов и последствий. Второе направле­ние исследований предполагает анализ на групповом уровне и уделяет основное внимание взаимоотношениям и взаимному восприятию групп. Исследования в этом направлении предполагают изучение социальных взаимодействий представи­телей коренного населения с временными поселенцами и иммигрантами, при этом для интерпретации межгрупповых отношений чаще всего используется теория социальной идентичности Тэджфела (Tajfel, 1978,1981) (см. например, Kosmitzki, 1996; Moghaddam, Taylor & Lalonde, 1987; Ostrowska & Bochenska, 1996).

Подход с точки зрения научения культуре, напротив, берет начало в социаль­ной и экспериментальной психологии. Сильное влияние на него оказала работа Аргайла (Argyle, 1969) о социальных навыках и межличностном общении. Данный подход основан на следующем допущении: кросс-культурные проблемы возника­ют из-за того, что временные поселенцы, иммигранты или беженцы испытывают трудности в повседневной социальной жизни. Следовательно, адаптация оказыва­ется формой научения культуро-специфичным навыкам, которые требуются для того, чтобы найти общий язык с новым культурным окружением (Bochner, 1972, 1986). Исследователи, которые рассматривают межкультурный контакт и обмен с точки зрения культурного научения, уделяют первоочередное внимание культуро-специфичным переменным процесса адаптации. Они рассматривают различия в коммуникативных стилях, включая вербальные и невербальные составляющие, а также законы, обычаи, условности и нормы и их влияние на эффективность меж­культурного взаимодействия. В последнее время исследователи расширили рам­ки этого направления, предприняв попытки выстроить прогностические модели социально-культурной адаптации, акцент в которых делается на таких факторах, как знание культурной специфики, подготовка к межкультурным взаимодействи­ям, беглость речи, опыт проживания за рубежом, контакты с коренными жителя­ми, культурная дистанция и культурная идентичность (Ward, 1996).

Третьим является подход с точки зрения стресса и его преодоления. В его рам­ках перемещение в иную культуру рассматривается как ряд жизненных изменении, вызывающих стресс, преодоление которого требует мобилизации адаптивных ре­сурсов. Сильное влияние на этот подход оказала работа Лазаруса и Фолкмана (Lazarus & Folkman, 1984) о стрессе, его оценке и преодолении, а также первые те­оретические и исследовательские работы, касающиеся событий в жизни человека (Holmes & Rahe, 1967). Аналитическая схема данного подхода достаточно широка и учитывает как личностные характеристики, так и характеристики ситуации, ко­торая может способствовать или препятствовать адаптации к новой культурной среде. Соответственно исследователи, стремясь выявить факторы, влияющие на кросс-культурную адаптацию, в первую очередь психологическое благополучие и удовлетворенность, изучают те же самые переменные, которые интересуют иссле­дователей стресса и его преодоления в других областях. Эти переменные включают жизненные изменения, когнитивную оценку этих изменений, стратегии адаптации, личную и социальную поддержку. Рассматриваются и переменные культуро-спе-цифичного характера, такие как культурная идентичность и уровень усвоения культуры, применительно к временным поселенцам, иммигрантам и беженцам (Ward, 1996).

Вместе эти три подхода (аффективный, поведенческий и когнитивный) пред­ставляют собой азбуку аккультурации1. Аффективные составляющие усвоения культуры выступают на первый план при подходе с точки зрения стресса и его преодоления; бихевиористские составляющие характерны для подхода с точки зрения научения культуре, а акцент на когнитивные составляющие делает подход с точки зрения социальной идентичности.