Когнитивная оценка и стратегия преодоления стресса
Очевидно, на когнитивную оценку потенциальных факторов стресса индивидом, усваивающим новую культуру, оказывают влияние различные социальные и ситуационные факторы, в том числе различные аспекты аккультурационного опыта. Ценг и Берри, например (Zheng & Berry, 1991), занимались изучением оценки потенциальных факторов стресса китайцами, временно находящимися в Канаде, а также канадцами китайского и не китайского происхождения. Временные поселенцы, как правило, воспринимали проблемы, связанные с языком, коммуникацией, дискриминацией, тоской по родине и одиночеством, более остро, чем канадцы китайского и не китайского происхождения. Подобная тенденция наблюдалась и при исследовании Чатауэй и Берри (Chataway & Berry, 1989) китайцев из Гонконга и франко- и англоязычных канадцев.
Когнитивная оценка факторов стресса, стратегия его преодоления и результаты ее применения могут также варьировать в зависимости от различий в ожиданиях мигрантов. Ожидания лежат в основе когнитивной оценки стрессовых ситуаций. Кроме того, они являются критерием оценки опыта и поведения. Некоторые исследователи считают, что реалистические ожидания (то есть соответствующие имеющемуся опыту) облегчают процесс адаптации. Других исследователей интересуют в первую очередь последствия ошибочных ожиданий. Вайсман и Фернхэм (Weissman & Furnham, 1987), например, полагают, что чем больше расхождения между ожиданиями и опытом, тем с большим количеством проблем сталкиваются американцы, переехавшие в Великобританию, в процессе психологической адаптации.
Более сложный подход к изучению расхождений между опытом и ожиданиями учитывает не только направленность, но и степень несоответствия ожиданий опыту. В этом случае проводится различие между заниженными и завышенными ожиданиями. Первые имеют место в ситуации, когда опыт оказывается более позитивным, чем ожидания; последние — когда опыт более негативен, чем ожидалось. Работая в этом направлении, Блэк и Грегерсен (Black & Gregersen, 1990) обнаружили, что заниженные в целом ожидания американских менеджеров по отношению к жизни в Японии сопровождаются растущей удовлетворенностью жизнью и сниже-
нием вероятности преждевременного отъезда. Данные подобного рода приводят Кеннеди (Kennedy, 1999); Мартин с соавторами (Martin, Bradford & Rohrlich, 1995); а также Роджерс и Уорд (Rodgers & Ward, 1993) в своих исследованиях иностранных студентов.
Несмотря на общий интерес к стрессу и его преодолению и наличие связанных с этой темой исследований когнитивной оценки и ожиданий, относите:] ыю немногие опубликованные работы были посвящены изучению стратегий преодоления стресса в процессе адаптации временных поселенцев, иммигрантов и беженцев. Первой работой такого рода было исследование Чатауэй и Берри (Chataway & Berry, 1989), которые изучали подходы к преодолению стресса, уровень удовлетворенности и психологического недомогания у китайских студентов в.Канаде. Они приводят сведения о том, что позитивно мыслящие китайские студенты испытывали более глубокое удовлетворение от своих способностей к преодолению стресса, те же, кто держался замкнуто и отстраненно, принимая желаемое за действительное, были не удовлетворены своей способностью к преодолению проблем. Однако было обнаружено, что лишь отчужденность оказывает заметное влияние на обострение психологических и психосоматических симптомов.
В процессе дальнейших исследований Уорд и Кеннеди (Ward & Kennedy, в печати) изучали стратегии преодоления стресса и психологическую адаптацию у британских экспатриантов в Сингапуре. Они выявили четыре основных стиля преодоления стресса: наступление (планирование, сворачивание прочей деятельности и активное преодоление), избегание (игнорирование на поведенческом уровне, отрицание, излияния и отсутствие позитивной интерпретации), принятие (признание проблемы и сдержанная реакция на нее) и поиск социальной поддержки (стремление найти эмоциональную и практическую поддержку). Исследование показало, что стратегия наступления связана со снижением уровня депрессии у британских экспатриантов. При этом стратегия избегания связана с более острыми проявлениями депрессии. Подобные данные были получены в ходе исследования Верно и Уорд (Berno & Ward, 1998) иностранных студентов в Новой Зеландии и исследования Кеннеди (Kennedy, 1998) сингапурских студентов за рубежом.
Большей частью данные исследований стратегий преодоления стресса кросс-культурного перемещения аналогичны данным прочей литературы по стрессу и его преодолению. Карвер, Шайер и Вайнтрауб (Carver, Scheier & Weintraub, 1989), например, подчеркивают функциональные аспекты непосредственного, нацеленного на действие копинг-поведения, подвергая сомнению перспективы безучастного поведения. Однако речь не идет о том, что конкретные стратегии преодоления стресса обладают универсальной эффективностью или что культурные факторы не оказывают влияния на результаты адаптации. Так, Кросс (Cross, 1995) высказывает предположение о возможности кросс-культурных вариаций эффективности различных стратегий копинг-поведения.
Теория и экспериментальные исследования в этом направлении начинаются с разграничения первичных и вторичных стратегий преодоления стресса. Первичные стратегии представляют собой непосредственные действия; это открытое, сориентированное на выполнение определенной задачи поведение, направленное на устранение нежелательных характеристик вызывающего стресс окружения. Вто-
ричные стратегии, в отличие от первичных, носят скорее когнитивный, чем поведенческий, характер; они направлены прежде всего на изменение восприятия и оценки стрессовых событий и ситуаций. Проще говоря, первичные стратегии предполагают изменение окружения, чтобы привести его в соответствие с Я, тогда как вторичные стратегии предполагают изменение эго для приведения его в соответствие с окружением. Кросс (Cross, 1995) высказывает предположение, что первичные стратегии, или стратегии непосредственного преодоления проблем, предпочтительнее в индивидуалистических культурах, в то время как вторичные, или опосредованные, механизмы воздействия являются более распространенной стратегией адаптации в коллективистских культурах. Исследуя стресс и его преодоление у восточно-азиатских и американских студентов в США, Кросс предположила, и полученные данные подтвердили ее предположение, что установка на непосредственное преодоление проблем в процессе обучения связана со снижением стресса у азиатских студентов.
Уорд и ее коллеги решили более основательно исследовать эти проблемы в условиях более высокого уровня коллективизма, изучая стресс, преодоление проблем, связанных с кросс-культурным перемещением и психологическую адаптацию иностранных студентов в Сингапуре (Ward, Leong & Kennedy, 1998). Результаты исследования показали, что вторичные механизмы копинг-поведения (то есть принятие, позитивная реинтерпретация и развитие) являются прогностическими факторами снижения уровня стресса, которое, в свою очередь, ведет к снижению уровня депрессии. Первичные стратегии (то есть активное планомерное преодоление проблем), напротив, не оказывает непосредственного влияния на стресс. Такие данные были получены как в Восточной Азии, так и в группах европейско-американского населения в Сингапуре.
Работы Кросс (Cross, 1995) и Уорд и ее коллег говорят о том, что, судя по всему, для каждой культуры существует свои модели копинг-поведения и адаптации; однако делать однозначные выводы пока преждевременно. Может оказаться, что для преодоления по крайней мере отдельных проблем, связанных с кросс-культурным перемещением, более эффективна и адекватна тактика, предполагающая опосредованное воздействие. Одним словом, тот, кто оказывается в условиях чужой культуры, бессилен изменить ее, при этом во многих случаях ресурсы, необходимые для изменения неблагоприятных характеристик окружающей среды, ограничены. При таких условиях стратегии когнитивной адаптации могут быть более эффективными для преодоления стресса. В любом случае, необходимы дальнейшие исследования связи культуры, копинг-поведения и психологической адаптации в процессе кросс-культурных перемещений.
- Глава 20
- Азбука аккультурации
- Аккультурация. Теоретические подходы
- Межкультурный контакт и адаптация
- Как совместить теорию, процесс и результаты
- Восприятие представителей иной культуры
- Выводы, оценки и направления будущих исследований
- Научение культуре
- Социальная психология межкультурных контактов
- Что может помешать успешным межкультурным контактам
- Устранение преград: подготовка к межкультурным контактам и общение с местным населением
- Недостаточные социальные навыки и социально-культурная адаптация
- Подведение итогов, оценка и направления будущей работы
- Стресс и его преодоление
- Когнитивная оценка и стратегия преодоления стресса
- Личность
- Социальная поддержка
- Ощущение дискриминации
- Модели аккультурации
- Тип группы и усвоение культуры
- Психологическая и социально-культурная адаптация
- Подведение итогов, оценки и направления будущей работы
- Заключительные комментарии