Подведение итогов, оценки и направления будущей работы
Подход к кросс-культурному перемещению с точки зрения стресса и его преодоления считает кросс-культурное перемещение и процесс последующей адаптации значимыми жизненными событиями, которые являются по своей сути факторами стресса и требуют соответствующей реакции для преодоления проблем, возникающих в новых, отличающихся от прежних, условиях. Данный подход позаимствован из теоретических разработок и эмпирических исследований традиционной психологии. Поэтому закономерно, что данные исследований аккультурации в целом не отличаются от данных в других областях психологии. Факторы, благоприятствующие кросс-культурному перемещению, включают в себя адаптивные характеристики личности и социальную поддержку; помехой могут служить стратегии избегания, препятствующие успешной адаптации. На психологическое благополучие иммигрантов, беженцев и временных поселенцев влияют и такие связанные с кросс-культурным перемещением факторы, как культурная идентичность и аккультурационные стратегии.
По всей вероятности, в следующем десятилетии в исследованиях кросс-культурного перемещения и психологической адаптации большее внимание будет уделяться личности и стратегиям копинг-поведения. Что касается личности, пришло время исследовать «Большую пятерку» личностных параметров в связи с адаптацией временных поселенцев, иммигрантов и беженцев (Costa, McCrae, 1989). В связи со второй группой проблем исследователи должны более детально проанализировать модели копинг-поведения при кросс-культурном перемещении (например, сосредоточение на проблемах и сосредоточение на эмоциях, действие и избегание, первичный и вторичный контроль). Хотя в литературе по адаптации традиционного направления этим моделям уделяется достаточно пристальное внимание и они являются ядром стратегий копинг-поведения при кросс-культурном перемещении и последующей адаптации (например, Carver et al., 1989; Folkman & Lazarus, 1985; Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984), в контексте изменений культурного окружения сделано в этой области очень мало. В любом случае можно ожидать, что гипотеза культурного соответствия будет играть более заметную роль в эмпирических исследованиях иммиграции и адаптации. Способствуют ли определенные личностные характеристики адаптации в любом случае, или это зависит от культурного контекста? Избирают ли определенные стратегии копинг-поведения временные поселенцы, иммигранты и беженцы, или эффективность копинг-поведения определяется психологическими, социальными и поведенческими характеристиками принимающей культуры? Эти вопросы заслуживают более серьезного рассмотрения в ходе будущих исследований.
В целом, подход с точки зрения стресса и его преодоления представляется самым широким и гибким подходом к аккультурации. Так, если обратиться к схеме Берри (Berry, 1997), то легко понять, какую роль играют поведенческие и когнитивные факторы в процессе усвоения новой культуры. Например, стратегии аккультурации и ощущение дискриминации упоминаются в качестве опосредующих факторов усвоения новой культуры. Подобным образом, приверженцы подхода к межкультурным контактам с точки зрения научения культуре уделяют особое внимание культурной дистанции, которая также влияет на результаты адаптации. Благодаря возможностям интеграции, подход с точки зрения стресса и его преодолении, судя по всему, получит наибольшее распространение при исследованиях кросс-культурной адаптации. Ряд самых современных исследовательских проектов, включая лонгитюдные исследования и моделирование причинных связей, осуществляется именно в этом направлении (например, Kennedy, 1998).
- Глава 20
- Азбука аккультурации
- Аккультурация. Теоретические подходы
- Межкультурный контакт и адаптация
- Как совместить теорию, процесс и результаты
- Восприятие представителей иной культуры
- Выводы, оценки и направления будущих исследований
- Научение культуре
- Социальная психология межкультурных контактов
- Что может помешать успешным межкультурным контактам
- Устранение преград: подготовка к межкультурным контактам и общение с местным населением
- Недостаточные социальные навыки и социально-культурная адаптация
- Подведение итогов, оценка и направления будущей работы
- Стресс и его преодоление
- Когнитивная оценка и стратегия преодоления стресса
- Личность
- Социальная поддержка
- Ощущение дискриминации
- Модели аккультурации
- Тип группы и усвоение культуры
- Психологическая и социально-культурная адаптация
- Подведение итогов, оценки и направления будущей работы
- Заключительные комментарии