logo search
УМК, Методология политической науки

Тема 3 Предмет, проблемное поле и методологические основы политической науки

История политических идей как процесс обновления методологических и теоретических средств политологии.

М. Дюверже о трех периодах в эволюции политической науки: 1.Предыстория: от Античности до 18 века (мыслители древности, средневековья, начального периода Нового времени). 2. 19 век, отмеченный заслугами А. де Токвиля, О. Конта, К. Маркса. 3. Собственно история политической науки, ведущая начало с конца Х1Х-начала ХХ века.

Периодизация становления политической науки по Р. Далю: 1.Философский этап (с древности до Х1Х века) – нормативно-дедуктивные и морально-аксиологические трактовки политики. 2. Институциональный период (до конца Х1Х-начала ХХ века) – исследование государства и его институтов в связи с правовыми процедурами закрепления власти. 3. Эмпирический период (с 20-х годов ХХ века), связанный с изучением политического поведения и использованием конкретных количественных методов в политической науке с отказом от нормативной проблематики. 4. Ревизия, критическое осмысление бихевиорального периода, возврат к теоретическому и нормативному аспектам изучения политики.

Две тенденции в развитии и становлении политологии (европейские государства и США). Позитивитски ориентированный идеал политологии как точной науки. Два основных направления в эмпирической политической науке. 1. Веберовская традиция реконструкции социальной реальности в исторической перспективе. 2. Направление, восходящее к идеям Дюркгейма и Конта –моделирование действительности через выявление зависимых и независимых переменных величин.

«Три вершины» в развитии политической науки по Г. Алмонду: 1. 1920 -1940 гг. – Чикагская школа с ее программами эмпирических исследований с акцентом на психологической и социологической интерпретации политики 2.Распространение поведенческого подхода в первые десятилетия после второй мировой войны 3. Введение логико-математических методов исследования, а также применением экономических моделей в рамках теории «рационального выбора» и «методологического индивидуализма».

Подходы в определению объекта и предмета политической науки (Р.Пенто, М. Гравитц, О. Янг, Г.Алмонд Дж. Пауэлл).

Развитие предмета политической науки. 1. Институционализм: акцент на государстве, власти, господстве, управлении территориями и выделении правительственных функций. 2. Политическая наука как наука о политических отношениях. Индивид как первичная единица анализа. Акцент на отношения и моделях взаимоотношений между индивидами. 3. Политика как достижение коллективных целей, производство и распределение ценностей: а) принятие и исполнение решений, б) исследование политического процесса и публичных политик как инструментальных программ для достижения поставленных целей.

Теория политики как концептуальная основа и общая методология политического анализа и прогнозирования.

Методологический индивидуализм и методологический коллективизм в политическом исследовании. Общее представление о методологическом индивидуализме и методологическом коллективизме в политическом анализе. Примеры методологического индивидуализма в политических исследованиях: утилитаризм, классические либеральные концепции, неолиберализм, теория рационального выбора. Примеры методологического коллективизма в политических исследованиях: марксизм и неомарксизм, политический реализм и концепция «национальных интересов», концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

Детерминизм и индетерминизм в политике. Детерминистская методологическая позиция и ее проявления в политических исследованиях. Географический детерминизм и геополитика. Социальный детерминизм. Экономический детерминизм. Индетерминистская методологическая позиция и ее проявления в политических исследованиях. Проблема индивидуального выбора в политике. К. Поппер о закономерностях в истории и политике. Волюнтаризм как крайнее проявление индетерминизма. Волюнтаризм в политической теории и практике.

Методологические принципы позитивизма в применении к политическому анализу. Логический позитивизм о типах аналитических утверждений. Полезные тавтологии и эмпирические утверждения. Принцип верификации и его методологическое значение.

К. Поппер как методолог науки ХХ века. Критический рационализм и принцип фальсификации. Основные идеи «Логики научного знания». Учение о «трех мирах». Причины обращения к методологии гуманитарного знания: работы «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма». Основные характеристики историцизма как методологии социальных исследований. Формы историцизма. Марксизм как чистейшая и наиболее опасная форма историцизма. Связь тоталитаризма и историцизма. Характеристики метода Маркса: экономический детерминизм и пророчество. «Бессилие политики» в марксизме. Законы и тенденции. Примеры социологических законов. Технологический подход и социальная инженерия. Историцизм как холистская утопическая инженерия. К. Поппер о возможности социальных экспериментов. Смысл функционалистского или инструментального понимания социальных институтов.

Специфика методов социального познания. Соотношение методологии естественных и гуманитарных наук. Методологический номинализм и эссенциализм. Гипотетико-дедуктивный метод и теоретическая «нагруженность» терминов. Методологический индивидуализм и нулевой метод.

Два смысла постсовременности: 1) онтологическое толкование - постсовременность как тип социальной реальности или общества (см.: Э.Гидденс «Постмодерн»); 2) методологическое понимание - постсовременность как особый стиль социального мышления (см.: З. Бауман «Мыслить социологически»). Постмодернизм и новое поколение радикальных интеллектуалов. Постмодернистский релятивизм, иррационализм и нигилизм.

Постмодернистская критика нарративов модернизма: Истории и Прогресса, Истины, Науки и Свободы, Эмансипации и Революции. Основные проблемы постмодернизма: конец веры в господство научно-рационалистической теории социального прогресса; замена эмпирических теорий истины постэмпирическими; расширенное внимание к явлениям бессознательного в социальных действиях; возрастание роли свободно конструируемых теорий и плюрализма концепций. Связь с теориями постиндустриального общества. Теория структурации Энтони Гидденса.

Объективистская социальная наука VS искусство интерпретации действительности, авторское присутствие в толковании действительности («практики субъективации»).

Легитимация знания и постмодернизм. Истинность и легитимность. Отношение между научным и «популярным» знанием (практиками повседневности). Легитимация знания в модернистских условиях. Постмодернизм: ориентация не на истину, а эффективность. Производство доказательства: оправдание дискурса его выполнимостью, самим фактом свершения. Переход от методической точности в сфере общего к творческому воображению в сфере единичного и особенного. Языковая деятельность и коммуникативное взаимодействие как источник легитимации.

Социальная коммуникация как основа создания виртуальной реальности, которая детерминирует реальность объективную. Социальная реальность как предметная данность VS как совокупность значимостей. «Презумпция языковой тотальности»: замена «реального» «знаками реального».

Сознание как текст, структурированный по законам языка и организованный как художественное произведение. История и общество как текст. Функционирование языка как социальная практика. Человеческая культура как единый интертекст. Означающее и означаемое, коннотация и денотация. Размывание границ между реальностью и текстом, т. е. всевозможными ее отражениями.

Чтение как акт деятельности по созданию смысла (перформация). Деконструкция и ее понятийный аппарат. Дерридеанская релятивизация бинарных оппозиций. Проблема понимания как предмет философской герменевтики П. Рикера. Р. Барт о понятиях «текст» и «письмо». Интертекстуальность (Ю. Кристева, Р. Барт). Концепция метарассказа Лиотара.

Постмодернизм в политической науке. Постмодернизм в политических исследованиях и его методологические основания. Условия и факторы возникновения постмодернизма. Постмодернистские политические концепции и их методология. Концепция Ж. Бодрийяра. Неомарксистский постмодернизм Ф. Джемесона. Основные черты и особенности постмодернистской методологии исследования общества и политики.

Критика постмодернизма и его методологии Ю. Хабермасом. Концепция публичности и коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Базовые методологические установки Ю. Хабермаса. Концепция коммуникативного действия в противовес инструментальному действию. Историческое развитие средств коммуникации (от письма, риторики, рукописной, печатной книги, к тексту и дискурсу) и возникновение публичности (общественности). Понятие публичности. Суть концепции коммуникативного действия как отношения человека к миру, основанного на взаимопонимании и урегулировании спорных притязаний на значимость. Два типа коммуникативного действия: наивное действие и дискурс. Условия дискурса. Политика и власть в концепции Ю. Хабермаса. Влияние коммуникации на становление и развитие политико-властных отношений. Языковая коммуникация как связующее звено социума. Базовые функции коммуникации в социуме (взаимопонимание, координация действий, социализация). Эволюция политико-властных отношений под влиянием развития коммуникации. Система (экономика + 2: управление или административный аппарат) и жизненный мир. Концепция делиберативной демократии. Влияние «генерализации ценностей» на закрепление права и морали как механизмов разрешения конфликтов. Право и мораль как выражение «всеобщей воли» (в терминах Ж.-Ж. Руссо) и их роль в «разгрузке» коммуникативного действия. Эпоха модерна и ее характеристики: новый менталитет, новое чувство времени. Оценка концепции коммуникативного действия и ее роли для политической науки.

Постмодернизм как требование радикально новой политики: не человек для политики, а политика для человека; не человек как гражданин, а гражданин как человек. Властный аспект всех общественных отношений. Гетероморфность механизмов власти в современном обществе. «Политичность» постмодернизма в целом.

Дискурс власти и власть дискурса. Дискурсивная политика по М. Фуко: свободная игра различий, борьба против гегемонистских дискурсов, «нормализующих идентичностей». «Воля-к-знанию» и «воля-к-власти».

«Шоу-власть»: концентрированная, диффузная, интегрированная. Театральная рекламность политики. Тотальная реконструкция практической политики и всей системы властных технологий. Элитарные группы как торговцы знаками (владельцы символического капитала).

Постмодернистская микрополитика, ставящая под вопрос традиционный спектр дискурсов и институционализированных форм политики. Семиотическая власть как власть электронных масс-медиа, информационных технологий и вообще знаковых систем, сферы абстрактных и манипулятивных образов. Локальная автаркия. Эрозия национальных суверенитетов. Неопределенность «места жительства». Поселение (dwelling) и проживание (residing). Движение от больших (массовых) партий к малым (малочисленным) партиям. Замена партий движениями.

Спор о противоречии либо конвергенции «позитивистской» и «постмодернистской» политологии как спор между точной математизированной политологией и политологией, находящейся в поисках смыслов, значений, нарождающихся в ходе политической практики.