Многотуровые методы с взаимодействием экспертов
Особенность этих методов:
Используется искусственно для эвристического типа экспертизы.
Очень сложные, трудоемкие и затратные методы.
Организаторам необходимо вести работу по поддержанию рабочей обстановки в экспертной группе.
Эти методы используются довольно редко для решения фундаментальных задач. В методе 3 базовых техники, все из них предполагают многоэтапность, необходимость взаимодействия экспертов друг с другом → обязательное формирование слаженной экспертной группы, участники которой готовы к конструктивному взаимодействию, параллельная обработка info → требуется обязательная рабочая исследовательская группа, обладающая навыками обработки и анализа качественной info.
Метод коллективного блокнота. Min 2 этапа:
Индивидуальна работа экспертов по типу индивидуального блокнота: каждому эксперту выдается бланк с формулировкой проблемы, которую эксперт имеет возможность в течение оговоренного времени письменно сформулировать свои решения проблемы без содержательного регламента. По этим позициям определяется, включать ли эксперта в дальнейшую работу.
После обработки документы в виде доклада раздаются экспертам. Эксперты в режиме семинара обсуждают общую сложившуюся картину мнений. Задача – составить систематизированную, устраивающую всех экспертов картину решения проблемы.
Масленников: Метод интеграции концепций экспертов. Цель - соединение в единый комплекс концепций экспертов. Используется для решения комплексных проблем, связанных с развитием локальных объектов. Это пошаговое решение задач:
Формулировка основных концептуальных идей развития.
Разработка и обоснование ресурсного обеспечения.
Прогнозирование результатов с указанием количественных параметров.
Особенность – согласование мнений экспертов по структурным элементам общей стратегии. Количество этапов не регламентировано. Эксперты – сотрудники предприятия и те, кто владеет info о внешней среде.
Эксперты работают в группах, в каждую из которых включен представитель исследовательской группы, который протоколирует работу группы – записывает свои впечатления, мнения, комментарии. Итог работы каждой подгруппы – промежуточный доклад.
Пленарная встреча групп – каждая группа озвучивает свой доклад, который подробно обсуждается (эта встреча полностью стенографируется). Задача – выработать единую позицию. Есть экспертная группа, которую возглавляет представитель администрации, задача – периодически оценивать и направлять ход дискуссии. По итогам составляется общий доклад экспертной и исследовательской группами → передается в группы.
Такой порядок соблюдается по каждой составляющей структуры.
Техника сценария. Цель – прогнозирование и проектирование оптимального сценария развития объекта. Это примерно структурированная ролевая игра. Развивается с учетом ключевых элементов:
Сценарий игры – исходная характеристика объекта, подробное качественно-количественное описание объекта (внутренние и внешние факторы), обоснованная ролевая структура участников игровой деятельности (каждый эксперт получает определенную роль), регламент игры.
Входные условия - состояние объекта и задача, которую для этого объекта надо решить.
Выходные данные – тот итог, результат, к которому должен привести сценарий в случае его выбора. Особенность – построить сценарий движение к поставленной заказчиком цели.
Оснащение игровой деятельности – обеспечение необходимой текущей info и оборудованием + система штрафов и поощрений, которые регулируют деятельность экспертов.
Основные принципы деятельности экспертов, которые освещаются в начале игры.
Процедура: групповые и пленарные заседания. Каждая группа разрабатывает сценарий. Система докладо заменяется на систему взаимодействия: каждая группа прописывает, что должны были делать другие группы на основе договоренности с ними.
Можно обращаться к экспертной группе за предоставлением info. Каждый шаг группы оценивается.
- Кафедры политологии 2012 г. В.А. Михайлов
- Зав. Кафедрой в.П. Гавриков
- Организационно-методический раздел Цель и задачи учебного курса
- Место учебного курса в системе подготовки магистра политологии
- Минимум содержания курса
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Методология политической науки»
- Учебная рабочая программа Распределение часов по разделам, темам и видам работ
- Методические указания
- Учебная программа
- Тема 1 Методология научного познания
- Тема 2 Становление методологии социально-гуманитарного познания в хх столетии
- Тема 3 Предмет, проблемное поле и методологические основы политической науки
- Тема 4 Основные методологические подходы в современной политической науке
- Тема 5 Институционализм в политологии: история и современность
- Тема 6 Бихевиоралистские методологические стратегии
- Тема 7 Структурный функционализм в политической науке
- Тема 8 Системный подход в политических исследованиях
- Тема 9 Концепции рационального выбора
- Тема 10 Компаративизм в политологии
- Тема 11 Социокультурный подход к анализу политических явлений
- Тема 12 Фундаментальные и прикладные исследования в политической науке
- Тема 13 Методологические основы политического исследования
- Тема 14 Качественные и количественные методы политического исследования
- Тема 15 Социально-политическое прогнозирование и проектирование
- Тема 16 Политический анализ и моделирование политических явлений
- Тематика практичеких занятий
- Тема 1. Методология научного познания План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 2. Становление методологии социально-гуманитарного
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 3. Предмет, проблемное поле и методологические основы политической науки План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 5. Институционализм в политологии: история и современность План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 6. Бихевиоралистские методологические стратегии План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 7. Структурный функционализм в политической науке План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 8. Системный подход в политических исследованиях План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 9. Концепции рационального выбора План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 10. Компаративизм в политологии План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 11. Социокультурный подход к анализу политических явлений План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 12. Фундаментальные и прикладные исследования в политической науке План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 13. Методологические основы политического исследования План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 14. Качественные и количественные методы политического исследования План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 15. Социально-политическое прогнозирование и проектирование План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тип прогноза
- Тема 16. Политический анализ и моделирование политических явлений План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Социальное прогнозирование
- Принципы прогнозирования
- Виды прогнозов
- Параметры прогнозов
- Этапы прогнозирования
- Характеристика объекта прогнозирования
- Исходная информация об объекте прогнозирования
- Анализ объекта прогнозирования
- Аппарат прогнозирования Фактографические методы
- Экспертные методы
- Методы верификации
- Соотношение понятий предуказательной деятельности
- Тесты для контроля знаний студентов
- В) д. Истон «Анализ политической структуры»
- Экзаменационные вопросы
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Содержание модулей и распределение рейтинговых баллов по модулям по дисциплине «методология политической науки»
- Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Приложение
- Приложение м.В. Гаврилова. Лингвистический анализ политического дискурса
- Шабров о.Ф. Моделирование политической реальности // Политология: Учебник / Отв. Ред. В.С. Комаровский. М., 2002. С.448-461.
- Моделирование социально-политических структур методом распознавания образов: партии и их ориентации («Образ»). Обшая постановка проблемы
- Анохина н.В. Прогнозирование результатов выборов / Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000
- Сравнительная таблица моделей прогнозирования президентских выборов по их точности и величине опережающего времени
- Мангейм Дж.Б., Рич р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997 Процесс моделирования
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Социальная экспертиза. История становления. Типы
- Методы отбора экспертов
- Методы экспертных исследований
- Тема 4. Экспертные опросы
- Многотуровые методы сбора экспертной info без взаимодействия экспертов.
- Многотуровые методы с взаимодействием экспертов
- Обработка экспертной info
- Курочкин а.В. Гуманитарные технологии: проблема выбора методологических оснований