Сложности, связанные с моделированием
Памятуя афоризм Найвена; «Нет такого благородного дела, к которому не пристали бы дураки», – к использованию математических моделей следует подходить с определенной осторожностью.
Первая и самая общая предосторожность вытекает из поговорки «Что посеешь – то и пожнешь»: модель не может быть лучше заложенных в нее исходных допущений. В частности, и рассуждение, которое, будучи выражено на естественном языке, не имеет смысла, не станет более осмысленным, если его перевести в математическую форму. Всегда важно помнить, что математика эффективна только как средство получения логических выводов из исходных допущений, а отсюда и валидность модели зависит не от математического аппарата, а от этих самых допущений.
Бывают случаи, когда для успешного применения той или иной мощной методики необходимо упростить исходные допущения, но даже подобное упрощение должно проходить проверку практикой и здравым смыслом. Если модель основана на ложных исходных допущениях, то это не значит, что и выводы ее будут ложными, но значит, что валидность этих выводов никоим образом не может быть отнесена на счет исходных допущений6.
Самый частый недостаток, с которым приходится сталкиваться в моделях, – это сверхупрощенные исходные допущения. Эйнштейну приписывается утверждение: «Модели должны быть простыми, насколько это возможно... но не более того». Конечно, упрощение является целью любой математической модели, но только до тех пор, покуда модель как целое продолжает отражать основные процессы, составляющие ее объект. Почти во всех случаях бывают такие ситуации, когда модель в силу своей упрощенности дает сбой. К примеру, модель Ричардсона гонки вооружений не работает в ситуациях, связанных с ядерным оружием, поскольку ядерное оружие, представляя собой весьма действенную и к тому же неограниченную угрозу для противника, не предполагает крупных экономических расходов. В таких случаях важно, чтобы разработчик модели указал, каковы ожидаемые пределы применения модели. Эти ограничения, следует отметить, носят тот же характер, что и в естественных науках: различные химические реакции происходят, согласно предписанию, только при соблюдении немалого числа условий – при определенной температуре, давлении, влажности и т.п.
Модель обязательно должна проходить экспериментальную проверку, если только она не задана исчерпывающим образом с помощью своих исходных допущений. В большинстве случаев в модель входят параметры, подлежащие внешней оценке, или исходные допущения о действительности, подлежащие верификации. Здесь мы видим еще один способ проверки исходных допущений на валидность: если модель, будучи корректной, с логической точки зрения, дает ложные результаты, то из этого следует, что ложны, должно быть, ее исходные допущения.
Наконец, выданные моделью результаты должны быть правильно переведены на естественный язык. Обычная ошибка при моделировании состоит в том, что исследователь начинает «в лоб» трактовать результаты, полученные от достаточно узкой модели, тем самым переоценивая общность ее выводов. Это распространеннейшая людская слабость – чрезмерное увлечение своим творением и приписывание ему большего, нежели то, на что оно реально способно; среди математиков это явление известно как «синдром Пигмалиона». Средства массовой информации также склонны время от времени выказывать интерес к методам моделирования, приписывая им всевозможные чудодейственные свойства. Такой обработке лет десять назад подверглась второстепенная топологическая методика, носящая название теории катастроф и претендовавшая на умение предсказывать резкие изменения в социальных и биологических системах. То же самое имело место и с узким разделом теории вероятностей, известным под названием теории размытых множеств, в рамках которого допускается описание свойств объекта в терминах «очень большой» и «маловатый», наряду с более простыми «большой» и «маленький». Предусмотрительному исследователю, вознамерившемуся использовать математическую модель, можно посоветовать предварительно убедиться в том, что результаты, на которые претендует данная теория, действительно выводятся из ее исходных предположений (если принять их на веру) без апелляции к каким-либо дополнительным допущениям и бездоказательным скачкам в рассуждениях.
- Кафедры политологии 2012 г. В.А. Михайлов
- Зав. Кафедрой в.П. Гавриков
- Организационно-методический раздел Цель и задачи учебного курса
- Место учебного курса в системе подготовки магистра политологии
- Минимум содержания курса
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Методология политической науки»
- Учебная рабочая программа Распределение часов по разделам, темам и видам работ
- Методические указания
- Учебная программа
- Тема 1 Методология научного познания
- Тема 2 Становление методологии социально-гуманитарного познания в хх столетии
- Тема 3 Предмет, проблемное поле и методологические основы политической науки
- Тема 4 Основные методологические подходы в современной политической науке
- Тема 5 Институционализм в политологии: история и современность
- Тема 6 Бихевиоралистские методологические стратегии
- Тема 7 Структурный функционализм в политической науке
- Тема 8 Системный подход в политических исследованиях
- Тема 9 Концепции рационального выбора
- Тема 10 Компаративизм в политологии
- Тема 11 Социокультурный подход к анализу политических явлений
- Тема 12 Фундаментальные и прикладные исследования в политической науке
- Тема 13 Методологические основы политического исследования
- Тема 14 Качественные и количественные методы политического исследования
- Тема 15 Социально-политическое прогнозирование и проектирование
- Тема 16 Политический анализ и моделирование политических явлений
- Тематика практичеких занятий
- Тема 1. Методология научного познания План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 2. Становление методологии социально-гуманитарного
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 3. Предмет, проблемное поле и методологические основы политической науки План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 5. Институционализм в политологии: история и современность План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 6. Бихевиоралистские методологические стратегии План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 7. Структурный функционализм в политической науке План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 8. Системный подход в политических исследованиях План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 9. Концепции рационального выбора План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 10. Компаративизм в политологии План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 11. Социокультурный подход к анализу политических явлений План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 12. Фундаментальные и прикладные исследования в политической науке План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 13. Методологические основы политического исследования План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 14. Качественные и количественные методы политического исследования План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 15. Социально-политическое прогнозирование и проектирование План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тип прогноза
- Тема 16. Политический анализ и моделирование политических явлений План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Социальное прогнозирование
- Принципы прогнозирования
- Виды прогнозов
- Параметры прогнозов
- Этапы прогнозирования
- Характеристика объекта прогнозирования
- Исходная информация об объекте прогнозирования
- Анализ объекта прогнозирования
- Аппарат прогнозирования Фактографические методы
- Экспертные методы
- Методы верификации
- Соотношение понятий предуказательной деятельности
- Тесты для контроля знаний студентов
- В) д. Истон «Анализ политической структуры»
- Экзаменационные вопросы
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Содержание модулей и распределение рейтинговых баллов по модулям по дисциплине «методология политической науки»
- Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Приложение
- Приложение м.В. Гаврилова. Лингвистический анализ политического дискурса
- Шабров о.Ф. Моделирование политической реальности // Политология: Учебник / Отв. Ред. В.С. Комаровский. М., 2002. С.448-461.
- Моделирование социально-политических структур методом распознавания образов: партии и их ориентации («Образ»). Обшая постановка проблемы
- Анохина н.В. Прогнозирование результатов выборов / Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000
- Сравнительная таблица моделей прогнозирования президентских выборов по их точности и величине опережающего времени
- Мангейм Дж.Б., Рич р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997 Процесс моделирования
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Социальная экспертиза. История становления. Типы
- Методы отбора экспертов
- Методы экспертных исследований
- Тема 4. Экспертные опросы
- Многотуровые методы сбора экспертной info без взаимодействия экспертов.
- Многотуровые методы с взаимодействием экспертов
- Обработка экспертной info
- Курочкин а.В. Гуманитарные технологии: проблема выбора методологических оснований