logo
УМК, Методология политической науки

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Ниже приведена небольшая подборка ключевых понятий и терминов обсуждаемой темы. С помощью различных справочных изданий дополните данный категориальный список, расширьте его количественный состав, попытайтесь составить структурно-логическую схему содержания данной темы.

Компаративистика, классификация методов сравнения, метод политического исследования, метод сравнения, сравнительные исследования в политической науке.

2. Подготовьте доклад на тему «Возникновение компаративизма как особой методологии политических исследований (1940-50-е гг.)»: предпосылки, детерминанты, этапы, тенденции и закономерности, эванстонский семинар в Северо-западном университете (США) как центр движения за сравнительную политологию), заявление Рата Макридиса (1953г.).

3. В чем состоял кризис сравнительной политологии в середине 1960-х гг. и какими были способы его преодоления.

4. Раскройте основные концепты и направления в сравнительном анализе.

5. Согласны ли Вы с тем, что далее перечислена исчерпывающим образом традиционная проблематика политического компаративизма: 1) классификация политических режимов, 2) модели демократии, 3) политическая культура, 4)политическое участие, 5) классификация «заинтересованных групп», политических партий и общественно-политических объединений и проч., 6)партийные системы, 7) избирательные системы, 8) парламенты и др.

6. Опишите место и роль среди других отраслей и методологий политики.

7. На основе следующих материалов подготовьте соответствующие доклады на семинарское занятие (см.: http://shestovt.ucoz.ru - Билеты с ответами к экзамену по компаративистике):

Предыстория политической компаративистики: древний мир, средние века и новое время. Истоки лежат в периоде античности. Античные историки фиксировали чужие политические порядки и противопоставляли им политический строй своей Родины. Один из первых – Геродот, в истории греко-персидских войн противопоставляет свободных греков и несвободных персов. Римский историк Плутарх – «Сравнительные жизнеописания», сравнивал греков и римлян (больше занимался психологией). Публий Карнелий Тацит – «Германия» - необычное сравнительное исследование. В скрытой форме сравнивал германские племена и римское государство. Платон (греческий мыслитель) – сравнение правильных и неправильных форм правления с целью выбора идеальной (Цели правления: корысть м общее благо. Кол-во правящих: один, несколько, все. Гирания Монархия Олигархия Аристократия Демократия Полития). Аристотель – выделил политику в отдельный сферу изучения. Собрал, упорядочил и занялся изучением более 150 законов. Полибий – римское государство сочетает в себя монархию, демократию и аристократию. Цицерон – так же выделял правильные и неправильные формы правления. Теофаст и Дикиарх (ученики Аристотеля) – лучшим назвали смешение монархии, аристократии и политии. Средние века. Августин Блаженный «Трактат о Граде Божьем». Являлся последователем Платона. Фома Аквинский (последователь Аристотеля) «Правление Властителей» - разделил монархию на обычную и политическую «ограниченную». Новое время. Происходит переход от политической философии к политико-правовой мысли. Никола Макиавелли «Государь» - сравнительное политическое исследование, отделил политику от морали, впервые употребил термин государство. Жан Баден (французский юрист) – обширный труд по демонологии и «6 книг о Республике»(… о государстве) – респулика = государство, государства по Бодену разделяются на законные (все подчиняются закону), вотчинные (правит отец, все дети), тиринические (правит хозяин, все рабы). Шарль Луи Монтескье (сравнительная критика французских порядков) в книге «О духе законов» разделил государства на монархические (правит один с помощью закона), деспотические (беззаконие) и республики. Алексис де Токвиль (французский исследователь) «Демократия в Америке» - отмечал, что в Америке обеспечивается равенство и свобода граждан, и развитая судебная власть (по сравнению с Францией).

Теория политической системы и её влияние на сравнительную политологию.

Дэвид Истон (1917 – наши дни): «Политическая система», «Предел политического анализа», «Системный анализ политической жизни». Политическая система – это совокупность взаимодействий субъектов посредством которой в обществе властно и авторитарно распределяются ценности и на этой основе предотвращаются конфликты. Система существует во внешней среде, с которой взаимосвязана с помощью обмена или однонаправленного воздействия среды на систему. Входной сигнал (требования +поддержка)-конверсия (решение +действие) -выходной сигнал (цепь замыкается). Габриэль Алмонд (1911 г.р.) «Сравнительные политические исследования». Политическая система – совокупность институциональных и организационных форм и воплощение в жизнь коллективных целей общества или составляющих его групп. Цели общества реализует правительство путем выработки политического курса, подкрепленного легитимным насилием. Правительственный курс осуществляется через структуры (парламенты, бюрократически-административные учреждения, суды). Для полного представления и сравнения систем необходимо обращение к функциям: 1) функции прогресса – различные формы активности, необходимые для выработки и осуществления политического курса: а) артикуляция (выражение интересов), б) агрегация (разделение перспектив), в) выработка политического курса, г) осуществление политического курса, д) вынесение судебных решений, 2) системные функции – определение состояния системы: а) политическая социализация, б) политическое рекрутирование, в) политическая коммуникация, 3) функции политического курса – сигналы выхода, т.е. воздействие политического процесса на общество, экономику и культуру: а) регулирование поведения, б) распределение благ и услуг, реакция на требования, символические акты. Модель политической системы Алмонда: вход системы (требования и поддержка) -политическая система ((системные функции(социализация, рекрутирование, коммуникация), процессуальные функции (артикуляция, агрегация, поределение и реализация курса), вынесение судебных решений))(решение и действие(извлечение,регулирование и распределение ресурсов )) - выход системы. Алмонд сформулировал характеристики систем, позволяющие сравнивать их друг с сдругом: 1) все политические системы имеют структуру, 2) во всех политических системах имеются одинаковые функции, 3) все политические структуры являются многофункциональными, 4) все политические системы являются смешанными в культурном смысле. Достоинства и недостатки теории политических систем: «+» 1) системный подход дал возможность изучить функционирование всего общества, 2) сфера сравнительных исследований расширилась (включили Азию, Африку, Латинскую Америку), «-»1) проэкты политических систем делались с США, 2) За бортом рассмотрения оказались политические культуры незападных стран, 3) отказ от понятия государство, 3) игнорировалась динамическая характеристика систем.

Теория политической культуры в сравнительной политологии.

Габриэль Алмонд 1956 г. – статья «Сравнительные политические системы», 1963 г. Алмонд и Верба – «Гражданская культура». Политическая культура – это политическая система, усвоенная в сознании, чувствах и оценках населения. Сущность политической культуры –возможность рассмотрения системной, процессуальной и политического курса. Три типа политической культуры: Критерии 1) восприятие политической системы вцелом, 2) ориентация на вход системы, 3) ориентация на выход системы, 4) самовосприятие человека как субъекта политики. А) Патриархальная 1-2-3-4-, б) Подданническая 1+2-3+4-, в) Активистская (партисипаторная) 1+2+3+4+. Пропорции гражданской (демократической) политической культуры: 60% активисты, 30% подданные, 10% патриархального восприятия. Пай и Верба в 1965 г. «Политическая культура и политическое развитие». Дальнейшее изучение политической культуры привело к изучению 2х проблем: 1) политическая социализация, 2)политические коммуникации. Критика теории политической культуры: 1) Нечеткость методов измерения политической культуры, 2) игнорирование исторических и культурных особенностей разных стран, 3) неопределенность масштаба феномена. С 80х годов происходит Ренессанс теории политической культуры (Вильдавски, Экстайн).

Теория политической модернизации и политическая компаративистика.

Рой МакРиддис «Сравнительное исследование правления» 1955 г. Шилз «Политическое развитие молодых государств». 1961-1963 – 5 симпозиумов по сравнительной политологии 1) коммуникации и политическое развитие, 2) бюрократия и политическое развитие, 3) образование и политическое развитие, 4) политическое развитие в Турции и Японии, 5) политические партии и политическое развитие. Термин модернизация: в широком смысле – это универсальный процесс становления современных обществ, в узком – процесс подтягивания развивающихся стран к уровню передовых государств. 3 этапа развития: 1) 50-60ые годы – «универсальность модернизационного развития» Ростоу, «Стадия экономического роста. Некоммуничстический манифест», «Сравнительное исследование истории». Для успешного развития странам третьего мира необходимы: 1) демократизация по западному образцу, 2) изменение системы ценностей.

Концепция зависимости (зависимого развития) сравнительной политологии.

Возникли как ответ теории модернизации. База – учение об империализме. Направления теории империализма: 1)либеральное (Гобсон «Имепериализм. Исследования») – причина – недопотребление внутри страны, европейцы и американцы могут стать паразитами засчет других народов, такой позитив ведет к загниванию, нужно использовать внутренний ресурсы – увеличивать платежеспособность. 2) марксистское – мир делится между междунродными предприятиями (Гильферинг «Финансовый капитал», Бухарин «Мировое хозяйство и империализм» Ленин «Империализм как высшая стадия развития капитализма»). На базе это в теории зависимости возникли направления 1) либеральное (Пребиш «Экономическаое развитие лат америки и его проблемы») – страны кап – единое целое, но есть центр (выкачивает ресурсы) и переферия (кап развивается иначе – должен освободится от опеки) его сторонники - сипалисты (Фуртаду («развитие и недоразвитие»), Амин («Неравное развитие»)) а)концепция независимого капитализма Энцо Фалетто и Картозо «Зависимость и развитие в латинской америке» кап различен, зависимость от межд монополий – теневых правительств. – Выигрывают соц слои связанные с ТНК, проигрывает нац буржуазия. 2)марксистская (неортодоксальная) (Мюрдаль «Мировая экномика. Проблемы и перспективы») – весь несоветский мир – экономическое целое и классовое сообщество мирового масштаба, пролетариат – 3 мир, высший класс – европпа. Пол Барран «Полит экономия роста» совр капиталст система – 2 сектора выс развитые и низ развитые, страны 3его мира эксплуатируются высокоразвитыми. Вывод: неизбежное следствие соврменного кап, - отсталость тертьего мира. Барран и Суиди «монополистический капитал» уточнить понятие прибавочный продукт, характеризовали современные монополии и олигополии. 3)концепция новой зависимости (Душ-Сантуш) расширял концепцию Ленина, критиковал конепции зависимости 50х годов за их однолинейность – современная капиталистическая экономика порождает зависимость, которая является спец способом кап производства. Марини – теория суб империализма (на примере Бразилии) – западные обдирают нац буржуазию, а та – эксплуатирует народ. Андре Франко «Развитие недоразвития» критика теории стадий (история развития любой страны подразделяется на несколько стадий – первобыт общин д кап страны - Ростоу) Развитиые страны – метрополитые, отсталые – сателлиты.

Методы сбора информации в сравнительной политологии.

Методы сбора информации: А) наблюдение – способ сбора эспирических данных, связанный с направленным систематическим и непосредственным, слуховым или визуальным, восприятием и регистрацией интересующих исследователя характеристик объекта, которые поддаются контролю и проверке. Классификация наблюдений 1) в зависимости от степени формализации процедуры: а)стандлартизируемые б)нестандартизируемые, в)в зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту: а)включенные б)невключенные , 3) в зависимости от места проведения: а)естественные б)лабораторные, 4) в зависимости от регулярности проведения наблюдений: а) систематические б)случайные. «+» наблюдения – 1) способ фиксирования в данный момент, 2) отсутствует посредник, 3) данные получаются в независимости от желания наблюдаемых. «-» наблюдения – 1) при включенном наблюдателе объективность низкая, 2) локальность наблюдения, 3) результаты фиксируются после. Б) социологический опрос – метод получения первичной информации, основанный на задавании вопросов в разных форма и получении ответов на них. Классификация: 1) в зависимости от количества опрашиваемых – а) сплошной, б) выборочный (проводится среди выборочной совокупности. Впервые применен Джон Геллопом в 30х годах), в) специализированный. 2) в зависимости от формы получаемой информации: а) устные - интервьюирование, б) письменные – анкетирование. В) анализ документов 1) традиционный – качественное определение документов, понимание и толкование осдержимого документов, а так же выяснение его достоверности, 2) формализированный – контент-анализ – качественный подход к анализу больших массивов документов, перевод текстовой информации на язык количественных показателей. Процедура контент-анализа: 1) определение категорий анализа, 2) выбор соответствующей единицы анализа, 3) установить единицу счета, 4) установление выборки, 5) процедура подсчета (Категория=частному числа единиц анализа и общего числа единиц)

Моделирование как метод сравнительной политологии.

Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в изучении объективной реальности с помощью моделей изучаемых объектов. Виды и основания: 1) в зависимости от эвристической направленности а) эксперементальное направление (эмпирическое), б) теоретическое моделирование. 2) в зависимости от методологических начал: а) отражательно-измерительное моделирование (описательное), б)имитационно-прогностическое (предсказательное) моделирование, 3) в зависимости от субстанциональной основы: а) материальное (предметное), б) идеальное (знаковое). Модель – аналог оригинала, воспроизводящий интересующие исследователя свойства и качества оригинала. Условия: 1)модель должна формироваться в соответствии с системным подходом, 2) понятийный аппарат должен быть унифицированным, 3) единые сквозные законы, которым подчиняется система, должны быть выявлены и описаны, 4) необходима относительная стабильность ситуации. Виды моделей: 1) в зависимости от способа описания: а) количественные, б)качественные, 2) в зависимости от отношения к реальности: а)модель данного состояния системы, б) модель возможного состояния системы, в) модель желаемого состояния системы, г) модель проблемной ситуации, д) модель решения. 3) в зависимости от происхождения: а)искусственные, б) естественные. Этапы процесса моделирования: 1) постановка проблемы, 2) определение объекта и предмета, 3) сбор информации, 4) формирование концепт-модели, 5) создание математической (формальной) и компьютерной модели, 6) формирование информационной модели, 7) проведение математического (логического) эксперимента на информационной модели, 8) интерпретация результатов. Методы моделирования:

Количественные (статистические) методы анализа данных в политической компаративистике.

Количественные методы – это… Проблемы: 2) сложность применения унифицированных показателей, 3) субъективность выбора переменных. Выделяют индексный метод. Индек – сравнение эталонных показателей с любыми другими. Виды индексов: 1) индекс человеческого развития, 2) ВНП, ВВП, 3) индекс Джинни, 4) индекс деполпуляции и рождаемости, 5) индекс психической патологии и суициидальности. «+» - 1) интегративность и агрегатность – можно числовыми показателями объединить в одну характеристику и обобщать, 2) изучение динамики сложных обществ, 3) возможность построения сценариев развития событий. Статистический анализ – больше числовых данных, данные а)первичны, б)вторичны (синхронные и диахронные). Вторичный анализ разделяется на монографический (описывается один массив данных) и сравнительный (несколько массивов данных). Этапы статистического анализа: 1) выявление одномерных распределений признака, 2) группировка признаков с помощью построение таблиц сопряженности. Таблица сопряженности. 3) Выявление независимости между признаками: 1) корреляциолнный анализ – метод направленный на измерение и изучение взаимосвязей между переменными. Дальнейшее изучение зависимости свячзанно с регрессионным анализом – выяснение влияния независимых переменных на зависимую переменную. Корелляция: 1) парная, 2) симметричная, 3) множественная. 2) путевой анализм – метод, выстраивающий цепочку прямых и непрямых воздействий одной переменной на другую. 3) факторный нализ – метод, основанный на измерении доли влияния кождого из выделенных нами комплекса независимых переменных на изменение изучаемых зависимых переменных и обнаружение причинно обучловленной логики этой системы. 4) кластерный анализ – позволяет классифицировать различные объекты при отсутствии заранее заданной информации о характере их распределения внутри группы. 5) многомерное шкалирование – процедура с помощью которй оценивается степень сходства или различия между переменными. 6) анализ временных рядов– метод, применимый для прогнозирования событий, основанный на наблюдении того, как одна и та же переменная повторно измеряется через определенные интервалы.

Сравнение как главный метод сравнительной политологии. Понятия и виды сравнений.

Метод – путь к чему либо – способ или прием, с помощю которого происходит познание изучаемого предмета. 1) В зависимости от сферы применения: а) частнонаучные (специальные) – в каждой науке – свой, б) общенаучные. 2) в зависимости от уровня научного познания: а) теоретические, б)эмпирические. Важность использования сравнения в политической компаративистике обусловлена: 1) сравнение позволяет лучше познать другие страна и народы и самих себя, 2) сравнение обеспечивает понимание глобального мира, 3) сравнение позволяет преодолеть этноцентризм, 4) применение сравнения способствует (обеспечивает) обособление теоретических обобщений. Сравнение – это сопоставление объектов, посредством которого выделяется общее и особенное, что позволяет обобщать, упорядочивать и оценивать содержание изучаемых феноменов. Главное понятие – переменная – это изменение качества изучаемого политического феномена, к измерению которого могут быть применены метрические и неметрические шкалы. Переменные бывают: а) зависимые – следствие или результат некоторых факторов, б) независимые – те факторы, в) вмешивающиеся. 2. Сравнительный метод и эксперимент (Огюст Конт выделил 3 вида сравнения: 1) сравнение процессов происходящих в обществе, 2) сравнение различных обществ, сосуществующих в данный момент но не влияющих друг на друга, 3) сравнение различных состояний одного и того же общества), Джон Миль применил три метода сравнения: 1) метод согласия – эмирическийц случай 1 явления а,б,в, вызывают явление х, жмирический случа2 - явления а,г,в, вызывают явление х,эмпирический случай N - явления а,ж,з, вызывают явление х – вывод: а – причины х. 2) метод различия- эмпирический случай явления а, б, в вызывают явление х, эмпирический случай 2 – б и в вызывают не х, вывод: а вызывает х. 3) метод сопутствующих разновидностей: предпложим есть множество эмпирических случаев, каждый раз меняется а, и каждый раз меняется х, вывод: а причина х. Сходства сравнения с экспериментом: 1) возможность выбора тех условий изучаемого феномена, в которых исследуемая взаимосвязь проявляется в чистом виде, 2) возможность манипуляции условиями, 3) возможность контролировать условия, включенные в процесс исследования, 4) установление общей логики, поиска зависимостей между условиями и результатом, 5) возможность количественного измерения изучаемых феноменов. Типы сравнений: 1) кросснациональное – изучение отдельно случая, бинарные сравнения, региональные сравнения (две исследовательские стратегии – стратегия наибольшего сходства и стратегия наибольшего различия), 2) кросстемпоральные сравнения (временные): диахронические (разновременные) и синхронические (одновременные), 3) кроссинституциональные сравнения, 4) кросскультурные сравнения.

Методические проблемы и правила сравнения.

1) Проблема сравнимости – возможна ли она? 2) Проблема универсальности – отражает ли общее понятие политики содержание политических процессов при их мрименении к разным культурно-историческим средам. 3) Проблема Вэлтона – обычно единица анализа – нац. Государства как независимые единицы, но в условиях глобализации большое значение в жизни страны приобретают внешние факторы. 4) Проблема эквивалентности – надежны ли различные средства измерения, используемые для сравнительного исследования отдельных государств. 5) Проблема измерения – насколько применинымы качественные и количественные показатели в исследованиях? Что выбрать? Что точнее? Ценностная ориентация исследователя. 6) Проблема случаев (стран) и переменных (показателей) – много случаев – мало показателей, мало члучаев – много показателей. Правила проведения исследований: 1) необходимо удостоверить ся, что поставленные вопросы допускают проведение сравнительного анализа, 2)каждая используемая нами переменная должна быть эквивалентна в других культурах, 3) при анализе необходимо свести к минимуму влияние другой культуры, 4) Наблюдений по каждой стране должны быть независимыми.

. Категория «политика» в политической компаративистике.

Политика складывается из противоположных феноменов. Политика – это программа действий и осуществление оных на практике. Политика – это противоборство и согласие. Политика – это защита естественных прав и свобод человека и ограничение оных. Помимо вышеуказанного, политика имеет общественную сущность. Политика – это сфера деятельности больших групп людей. Политика не существует без власти. Политика – деятельность, направленная на приобретение, удержание и использование власти. Политика – это деятельность, направленная на завоевание и осуществление власти, предпринимаемая ради достижения общезначимых целей и прежде всего – для предотвращения конфликтов и обеспечения олбщественого порядка на отдельной территории. Структура политики: 1)форма – это установленные конституцией, правом и традициями определенные способы организации власти в единстве составляющих её институтов. 2) содержание – это программа действий или сами действия власти, обусловленные необходимостью решения стоящих перед обществом проблем.3) процесс – это сложные, как правило, конфликтные, отношения различных политических сил, имеющих свои собственные интересы и мировоззрение. Фунции политики: 1) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности. 2) разработка целей всего общества, мобилизация ресурсов на их осуществление. 3) авторитарное и обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ. 4) предотвращение и регулирование групповых конфликтов. 5) политическая коммуникация. Разновидности политики: 1) в зависимости от субъекта а) мировая б) международная в) государственная г) национальная д) классовая е) профсоюзная ж) партийная. 2) в зависимости от временного изменения а) оперативная б)тактическая в) стратегическая. 3 в зависимости от территории а) глобальная б) локальная в) региональная г) континентальная. 4) в зависимости от направленности политики относительно общественного прогресса а) прогрессивная б) реакционная в) консервативная. 5) В зависимости от сферы общественной жизни а) экономическая б) социальная в) культурная. 6) В зависимости от методов проведения а) эволюционная (реформаторская) б) радикальная (революционная).

Понятие «политическая власть» в сравнительной политологии.

Трактовки власти: 1) атрибутивно-субстанциональная: власть – некоторое свойство человека. А) потенциально-волевые теории = власть – воля человека навязывать свое влияние, б) поведенческо-психологические подходы = власть – это свойство личности, в) инструментально-силовые теории = власть – силовое воздействие, г) структурно-функциональный подход (Гегель, Вебер), 2) реляционная теория: власть – отношение между двумя партнерами: а) теория сопротивления, б) теория обмена ресурсами, в) теория раздела зон влияния. 3) Власть – это возможность или само действие а) диспозиционный подход = власть-способность субъекта оказывать действия, б) актуальный подход = власть – разновидность поведения. Власть – реализация чего-либо. Власть – способность оказывать влияние. Итог: политическая власть – это устойчивые направленные отношения между субъектом и объектом, характеризующиеся способностью субъекта оказывать влияние на поведение и сознание объекта, для поддержания определенного политического порядка и реализации общезначимых целей граждан. Политическая власть более широкое определение чем власть государственная.

Функциональные категории политической компаративистики: «Политическое деятельность» и «политическая актвиность».

Политическая деятельность – совокупность политических действий субъекта, направленных на реализацию его потребностей и интересов, связанных с завоеванием и осуществлением власти.

Политическое поведение – это внешне наблюдаемые и субъективно мотивируемые проявления политической деятельности. Поступки – элемент поведения. Политическая активность – степень интенсивности политической деятельности. Политическое участие – это деятельность отдельных граждан или групп, оказывающих влияние на процесс формирования и осуществления власти. Классификация