Шабров о.Ф. Моделирование политической реальности // Политология: Учебник / Отв. Ред. В.С. Комаровский. М., 2002. С.448-461.
Целью многих политологических исследований является выяснение вероятных последствий того или иного воздействия на объект. В теоретическом исследовании сопоставление прогноза и результата позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, в прикладном – разработка сценариев дает возможность сформулировать стратегию поведения. В обоих случаях необходим эксперимент.
Однако постановка экспериментов на социальных объектах представляет трудноразрешимую проблему. И дело не только в нравственных ограничениях. Во-первых, объект политического эксперимента, в роли которого выступает группа людей, является участником эксперимента, с интересами и мнением которого приходится считаться. Во-вторых, научный эксперимент предполагает возможность неоднократного воспроизведения начальных и граничных условий, что для постоянно эволюционирующих социальных объектов в большинстве случаев невозможно. Вот почему в политологии объектом эксперимента становится, как правило, не реальный объект исследования, а его подобие, модель.
Понятие модели берет начало от латинского слова modulus (мера, образец, норма) и связано со словом modus (способ, образ). Она выступает в качестве посредника между исследователем и интересующим его объектом - образом, «представителем» объекта. В науке под моделью понимают аналог оригинала. Соответственно, моделирование - это метод исследования, основанный на построении и изучении моделей действительных объектов исследования.
Моделью является любое слово, любой образ, возникающий в сознании как отражение реального объекта. В этом смысле моделирование доступно даже животным. К примеру, американский психолог Э.Толмен, анализируя поведение крыс, пришел к выводу, что в результате беганья по лабиринту у них формируются примерная «карта», отражающая маршруты и позволяющая ориентироваться и избегать тупиков. Аналогичную способность проявляет, разумеется, и человек, не обязательно это осознавая. В течение столетий модели использовались человеком и сознательно, хотя без теоретического обоснования, - в архитектуре, скульптуре, технике.
Разумеется, моделирование в общественной, в том числе политической, сфере существенно отличается от моделирования физических, технических и тому подобных объектов. Поведение человека, группы людей, большой социальной группы определяется не только внутренними закономерностями и внешними обстоятельствами, но и внутренним состоянием, настроениями, интересами. Здесь в большей степени, чем в неодухотворенной природе, проявляются свойственные человеческому сознанию процессы самоорганизации. В политической сфере с особой силой проявляется и субъективизм исследователя, включенного в той или иной мере в исследуемый процесс и поневоле ангажируемого если не заказчиком, то собственными политическими взглядами или пристрастиями.
Но все социальные и политические процессы имеют качественные и количественные характеристики. Это позволяет для исследования политических объектов строить модели всех типов, включая математические и компьютерные. Однако для того чтобы модель была репрезентативна, т. е. с необходимой точностью отображала совокупность интересующих исследователя параметров, а ее «поведение» позволяло достаточно точно судить о «поведении» представляемого ею объекта, необходимо следование некоторым базовым принципам моделирования.
Важно, прежде всего, иметь в виду, что никакая модель не воспроизводит объект полностью. Модель всегда проще объекта. Первая проблема, с которой сталкивается исследователь, - уяснение специфики интересующего его ракурса. Модель, например, самолета, продуваемая в аэродинамической трубе, не воспроизводит его полностью; она создается с целью изучения одной из его сторон - аэродинамических качеств. Точно так же модель населения никогда не воспроизводит всех его свойств: она будет разной в зависимости от того, рассматривается ли оно в ракурсе избирательной кампании или социально-демографической ситуации.
В соответствии с избранным ракурсом (или предметом исследования) определяется структура объекта - совокупность составляющих его элементов и их свойств, существенных для цели моделирования, а также связывающих эти элементы отношений. Совокупность этих элементов, свойств и отношений должна удовлетворять требованию целостности и отражать качественную определенность объекта в заданной предметной плоскости. Должно выполняться также требование полноты: необходим учет всех существенных для решаемой задачи элементов и параметров их взаимосвязи.
Еще одна непростая задача вытекает из необходимости рассмотрения объекта во взаимодействии со средой, учет и правильное определение всех существенных для данного ракурса связей объекта с внешним для него миром. Моделируя, к примеру, предвыборную кампанию в субъекте Федерации, нельзя упустить из виду влияние центральных СМИ, позиционирование кандидата в федеральной политической элите и т. д.
Нетрудно заметить, что грамотное формирование модели предполагает в качестве обязательного требования следование системному подходу. С этим связан и ряд других базовых принципов моделирования. Это, прежде всего, унификация понятийного аппарата, выявление и описание единых, «сквозных» законов, которым подчиняется поведение всех элементов системы и их взаимодействие. Необходима также относительная стабильность ситуации, дающая основание утверждать, что время исследования объекта пренебрежимо мало в сравнении со временем существенного изменения его параметров.
Первые формы теоретического осмысления моделирования разрабатывались в классической физике XVII–XVIII вв. и связаны с И.Ньютоном. В его работах нашли научное обоснование две ветви моделирования в зависимости от эвристической направленности - экспериментальной и теоретической. Предпосылку первой связывают с двумя теоремами о подобии, имеющими целью показать, как можно распространить результаты опытов по сопротивлению тел, движущихся в жидкой среде, на другие случаи. Начала второй - с описанием распространения света через движение частиц (корпускул) и гравитации с помощью математического выражения, абстрагированного от чувственного субстрата. Моделирование распространения света через движение частицы можно рассматривать и как пример аналогового моделирования, когда оригинал и его образ имеют существенное для данной задачи сходство: описываются одинаковыми математическими уравнениями, сходным образом реагируют на воздействия среды и т. п. Так, известный русский теоретик анархизма П.Кропоткин использовал муравьиные семьи в качестве аналога человеческих сообществ.
Модели (и способы моделирования) классифицируют и по другим основаниям. С точки зрения субстанциональной модели делят на материальные (предметные) и идеальные (знаковые). Материальным называют моделирование, реализуемое на материальном аналоге, воспроизводящем определенные физические, геометрические, функциональные характеристики оригинала. В политологии это могут быть группы людей (политическая ситуация может моделироваться, например, в процессе ролевой игры), институты и т. п. Идеальные модели - это различного рода описания, схемы, формулы, концепции, отражающие характеристики оригинала в форме идеальных образов. Такими моделями политологи оперируют значительно чаще.
Впрочем, данное различие можно считать условным. Любая материальная (предметная) модель представляет собой овеществленную идею, логическую схему, концепцию, формулу, и главное в ней именно это, а не материал, не геометрическая форма сами по себе.
В зависимости от способа описания объекта модели делят на количественные и качественные.
По отношению к реальности различают модели данного, возможного и желаемого состояния системы. Первые используются при необходимости исследовать свойства реально существующего объекта. Применительно к политике - это различного рода описания сложившейся на данный момент политической ситуации, институтов, персоналий. Модели второго типа формируются при необходимости учесть возможные изменения заданного объекта под влиянием различных обстоятельств. При моделировании политической ситуации - это случаи, когда необходимо выявить возможные сценарии ее развития, описать ситуации, которые могут возникнуть в перспективе. Соответствующие модели строятся, как правило, исходя из модели данного состояния, как результат эксперимента на ней. Наконец, модели третьего типа описывают желаемый результат воздействия на объект и позволяют оценить последствия принимаемых решений. Такого рода модели называют моделями программного типа. В политике они нередко используются, правда, чаще в целях политической рекламы, чем действительного прогнозирования.
При возникновении противоречия между данным и желаемым состоянием системы используется модель проблемной ситуации. Пути и средства для преодоления данного противоречия содержатся в моделях решения.
Классифицируют модели и по их происхождению - искусственные и естественные. Первые создаются целенаправленно для решения конкретных задач, вторые формируются как результат определенного процесса. Примером естественной модели является парламент, структура которого с той или иной степенью точности воспроизводит имеющиеся в обществе интересы. По реакции представительного органа на свои инициативы исполнительная власть может в общих чертах прогнозировать реакцию общества.
Можно, наконец, классифицировать модели по процедуре их формирования, выделяя в качестве отдельных типов модели, возникающие на различных этапах ее формирования. Осознанное построение идеальной (знаковой) модели, а именно такие используются, как правило, в политике, можно условно представить как процесс, состоящий из четырех этапов (см. схему 1). На первом формируется концептуальная модель - теоретическое представление о системе, ее вербальное описание (иногда ее называют неформальной моделью). На втором – это описание переводится на язык математических символов: создается математическая (или формальная) модель системы. Переложение математической модели на язык программирования, доступный ЭВМ, дает в руки исследователя компьютерную модель, позволяющую оперировать большими объемами цифровой информации. Наконец, наполняя концептуальную, математическую или компьютерную модели эмпирической информацией об исследуемой системе, заменяя математические символы на количественные показатели, мы получаем информационную модель исследуемой системы. Она-то и позволяет с той или иной степенью достоверности оценивать реальную ситуацию и прогнозировать ее последствия, ставить эксперимент.
На практике такая последовательность действий соблюдается далеко не всегда. Чаще исследователь вообще ограничивается концептуальной моделью. Но и при необходимости математической обработки вслед за построением концептуальной модели уникальная математическая и компьютерная модель под нее создается редко. Обычно в распоряжении исследователя есть набор готовых компьютерных моделей, и он может выбрать среди них ту, которая в наибольшей мере отвечает цели исследования. Сама концептуальная модель может в допустимых пределах корректироваться с тем, чтобы привести ее в соответствие с имеющейся в наличии компьютерной моделью. Со своей стороны, никакая концептуальная модель не может возникнуть априорно, без учета первичной эмпирической информации. Отражая общую логику компьютерного моделирования, приведенная схема не всегда может рассматриваться как непосредственное руководство к действию.
Схема 1. Основные этапы формирования модели
На практике процесс моделирования предстает как более сложная последовательность взаимосвязанных этапов (схема 2). Первый из них - четкая постановка требующей решения проблемы. Вслед за этим исследователь должен определить объект моделирования и предмет или ракурс, в котором он хочет этот объект рассмотреть. Затем наступает очередь сбора информации, первичного исследования, необходимого для формирования концептуальной модели. Далее формируется концептуальная модель. При необходимости математической формализации подбирается отвечающая задаче и к ней адаптируется математическая (или компьютерная) модель (либо создается новая), проводится исследование для сбора эмпирической информации, осуществляется математическая (или компьютерная) обработка данных, в результате чего возникает информационная модель, заменяющая исследуемый объект. На этой модели и проводится эксперимент - математический или логический, после чего наступает завершающий этап моделирования - интерпретация результата.
Схема 2. Этапы моделирования
На стыке концептуальной (неформальной) и математической (формальной) моделей существует и на практике часто применяется еще один тип моделей, выступающий фактически как способ формализации концептуальной модели. Это так называемые когнитивные модели.
Строго говоря, всякая в той или иной степени формализованная модель является когнитивной (cognitio – знание, познание). Применительно к моделям понятие когнитивного правильнее было бы противопоставить интуитивному, возникающему без участия рассудка. Но в теории и на практике моделирования термин «когнитивные модели» применяют чаще к моделированию с использованием так называемых когнитивных карт, графически представляющих объект в виде совокупности точек, символизирующих некие свойства объекта и соединяющих эти точки дуг, обозначающих связи (в качестве примера см. схему 3). В случаях, когда связям между факторами могут быть присвоены числовые значения, по когнитивным картам формируют компьютерные модели, позволяющие судить о реакции интересующего параметра на изменение направленности и силы различных связей.
В исследовательской практике политолога в зависимости от задачи, объекта и ракурса, возможностей получения и типа эмпирической информации, материального ресурса применяются различные модели. Объектами исследования в конкретной политической ситуации могут стать большие социальные группы, политические институты, каналы политической коммуникации, политические лидеры. Каждый из этих объектов требует своего исследовательского инструментария и методов моделирования.
Одним из наиболее распространенных методов моделирования является тестирование, в том числе компьютерное. Суть его - в сопоставлении параметров исследуемого объекта с заданными наборами параметров, используемыми в качестве эталонных. Политолог нередко сталкивается с задачей тестирования субъекта политики на предмет его политических предпочтений и слагаемых имиджа.
«+», «-» - знак воздействия; 1 - влияние диссидентов; 2 - степень угрозы; 3 - централизация управления; 4 - ресурсы, выделяемые на оборону; 5 - уровень жизни; 6 - гражданские свободы; 7 - давление в пользу реформ; 8 - темп потребления ресурсов; 9 - уровень жизни населения; 10 - ресурсы для экономической активности; 11 - темп экономического роста; 12 - общие ресурсы
Схема 3. Когнитивная карта социополитической системы развивающейся страны[1]
Часто метод тестирования применяется, когда объектом исследования являются политические персоналии. По ответам на специально разработанные вопросы (при компьютерном тестировании) или по манере говорить и вести себя в различных ситуациях (при включенном наблюдении) исследователь составляет психологический портрет политика для сопоставления его, к примеру, с ожиданиями избирателей.
Используется этот метод и в других случаях. В ходе выборных кампаний нередко возникает потребность в определении степени корреляции предвыборной программы «своего» кандидата с позициями других кандидатов, партий, с общественными настроениями и ожиданиями различных социальных слоев. С той же проблемой сталкиваются партии при формирования блоков и коалиций, определении потенциальных союзников и оппонентов.
Метод позволяет рассчитать степень корреляции совокупности параметров исследуемого объекта с аналогичными совокупностями параметров других субъектов политики и при необходимости скорректировать параметры объекта. Сопоставление показателей корреляции по отдельным параметрам дает возможность сформулировать рекомендации по корректированию предвыборных платформ, манеры поведения, содержания законопроектов для повышения вероятности достижения желаемого результата.
Схема 4. Образ объекта в пространстве показателей
В сущности методом компьютерного тестирования решается простейшая задача структурирования – выявление совокупностей элементов среды, близких к исследуемой системе либо в той или иной степени отдаленных от него, в крайнем варианте – ему противоположных. Критерием определения структур являются параметры исследуемой системы.
В более полном виде задача структурирования решается методом структурной таксономии, или кластерных моделей, позволяющих определить, каким образом группируются элементы исследуемого объекта или их параметры. Наглядно представить сущность данного метода можно, изобразив m элементов исследуемой совокупности точками (образами) в n-мерном пространстве, каждая из n осей которого соответствует одному из предусмотренных концептуальной моделью n признаков (схема 4). Численное значение конкретного признака каждого из m элементов становится проекцией его образа на соответствующую признаку ось. Полученные таким путем точки (образы) отделены от других точек определенными расстояниями в n-мерном пространстве. «Измерив» эти расстояния, получают числовое выражение близости (отдаленности) соответствующих объектов по совокупности показателей. Возникают «сгущения» (именуемые таксонами или кластерами) и «разрежения» образов.
Существуют различные способы таксономии. В их числе – модели, построенные на алгоритмах «распознавания образов» - одного из основных методов теории распознавания образов. Его использование позволяет получить заранее не заданную, «ненасильственную» структуру взаимосвязей элементов политической ситуации. На схеме 5 приведен результат разбиения, позволяющий выделить группы наибольшей близости («взаимного притяжения») и наибольшей отдаленности («взаимного отталкивания») между образами, выстроить кратчайший незамкнутый путь между ними, разбить этот путь на участки, определив тем самым границы между таксонами[2]. Вершинами данного графа являются партии из числа существовавших в 1994 г. меняя «координаты» того или иного объекта, можно определить условия его оптимального позиционирования.
Схема 5. Партии в пространстве ориентаций
Рассмотрение исследуемых объектов в пространстве показателей (и наоборот, показателей в пространстве объектов) является распространенным способом анализа политических реалий и представления результатов моделирования. Характерный пример - использование метода психосемантики. Показателями в этом случае служат смысловые характеристики объектов, а основой получения числовых значений служат симметричные шкалы. На схеме 6 приведены результаты одного из таких исследований[3].
Схема 6. Семантическое пространство оценок экономических и политических реалий России (1994–1995 гг.)
Приведенные типы моделей применимы к политическим объектам любого рода. Модели политического лидера, института или социальной группы отличаются в этом случае лишь содержательно: характером и способом получения эмпирической информации. Относительное исключение составляют модели личности, существенную часть которых составляют специфические тестирующие модули. Для моделирования больших социальных групп существуют специальные программы, использующие методы статистической обработки данных. Некоторые из них дают возможность ставить эксперимент с использованием математических формул, описывающих связь между параметрами (технически такую возможность дает, например, стандартная программа Excel из пакета Microsoft Office), либо за счет создания подвыборок, отвечающих условиям эксперимента. Второе представляется предпочтительным, поскольку политические процессы редко поддаются гладкому математическому описанию. Оперирование же подвыборками имеет лишь одно ограничение, учесть которое несложно, – это ее репрезентативность.
Существуют и другие модели, используемые чаще как модели качественные. Они основаны, как правило, на некоторых общих представлениях о механизмах функционирования и развития биологических и общественных систем. К числу таких моделей относятся модели жизненного цикла, которые содержат набор этапов (фаз) развития системы, характеристики каждой фазы и механизмов их чередования. Существующие модели, например жизненного цикла общественных движений, содержат от двух до семи фаз развития. Идентифицировав состояние объекта с одной из фаз развития, исследователь может прогнозировать характер последующих изменений.
В политическом анализе используются также модели, которые часто называют моделями волновой динамики. Они основаны на представлении о циклическом характере происходящих изменений. Это, в частности, модель 11-летнего всеобщего исторического цикла А.Чижевского, «длинные волны» Н.Кондратьева, теория циркуляции элит В.Парето. Многие политические процессы имеют циклический характер, вызванный периодичностью выборных кампаний и связью политического процесса с циклическими процессами в экономике и т.п.
Выбор конкретной модели определяется характером решаемой задачи. В пределах применимости модели она позволяет с определенной степенью точности прогнозировать политические события и более обоснованно принимать политическое решение.
- Кафедры политологии 2012 г. В.А. Михайлов
- Зав. Кафедрой в.П. Гавриков
- Организационно-методический раздел Цель и задачи учебного курса
- Место учебного курса в системе подготовки магистра политологии
- Минимум содержания курса
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Методология политической науки»
- Учебная рабочая программа Распределение часов по разделам, темам и видам работ
- Методические указания
- Учебная программа
- Тема 1 Методология научного познания
- Тема 2 Становление методологии социально-гуманитарного познания в хх столетии
- Тема 3 Предмет, проблемное поле и методологические основы политической науки
- Тема 4 Основные методологические подходы в современной политической науке
- Тема 5 Институционализм в политологии: история и современность
- Тема 6 Бихевиоралистские методологические стратегии
- Тема 7 Структурный функционализм в политической науке
- Тема 8 Системный подход в политических исследованиях
- Тема 9 Концепции рационального выбора
- Тема 10 Компаративизм в политологии
- Тема 11 Социокультурный подход к анализу политических явлений
- Тема 12 Фундаментальные и прикладные исследования в политической науке
- Тема 13 Методологические основы политического исследования
- Тема 14 Качественные и количественные методы политического исследования
- Тема 15 Социально-политическое прогнозирование и проектирование
- Тема 16 Политический анализ и моделирование политических явлений
- Тематика практичеких занятий
- Тема 1. Методология научного познания План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 2. Становление методологии социально-гуманитарного
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 3. Предмет, проблемное поле и методологические основы политической науки План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 5. Институционализм в политологии: история и современность План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 6. Бихевиоралистские методологические стратегии План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 7. Структурный функционализм в политической науке План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 8. Системный подход в политических исследованиях План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 9. Концепции рационального выбора План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 10. Компаративизм в политологии План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 11. Социокультурный подход к анализу политических явлений План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 12. Фундаментальные и прикладные исследования в политической науке План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 13. Методологические основы политического исследования План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 14. Качественные и количественные методы политического исследования План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тема 15. Социально-политическое прогнозирование и проектирование План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Тип прогноза
- Тема 16. Политический анализ и моделирование политических явлений План
- Основные понятия и термины
- Литература
- Контрольные вопросы и проблемные задания
- Социальное прогнозирование
- Принципы прогнозирования
- Виды прогнозов
- Параметры прогнозов
- Этапы прогнозирования
- Характеристика объекта прогнозирования
- Исходная информация об объекте прогнозирования
- Анализ объекта прогнозирования
- Аппарат прогнозирования Фактографические методы
- Экспертные методы
- Методы верификации
- Соотношение понятий предуказательной деятельности
- Тесты для контроля знаний студентов
- В) д. Истон «Анализ политической структуры»
- Экзаменационные вопросы
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Содержание модулей и распределение рейтинговых баллов по модулям по дисциплине «методология политической науки»
- Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Приложение
- Приложение м.В. Гаврилова. Лингвистический анализ политического дискурса
- Шабров о.Ф. Моделирование политической реальности // Политология: Учебник / Отв. Ред. В.С. Комаровский. М., 2002. С.448-461.
- Моделирование социально-политических структур методом распознавания образов: партии и их ориентации («Образ»). Обшая постановка проблемы
- Анохина н.В. Прогнозирование результатов выборов / Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000
- Сравнительная таблица моделей прогнозирования президентских выборов по их точности и величине опережающего времени
- Мангейм Дж.Б., Рич р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997 Процесс моделирования
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Социальная экспертиза. История становления. Типы
- Методы отбора экспертов
- Методы экспертных исследований
- Тема 4. Экспертные опросы
- Многотуровые методы сбора экспертной info без взаимодействия экспертов.
- Многотуровые методы с взаимодействием экспертов
- Обработка экспертной info
- Курочкин а.В. Гуманитарные технологии: проблема выбора методологических оснований