logo
УМК, Методология политической науки

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Изучите следующий фрагмент текста (Харальд Гримен. Теория научных революций Томаса Куна), при необходимости обратитесь ко всему тексту, дайте развернутый комментарий приведенной ниже таблице.

«Кун выделял различные фазы в развитии дисциплины. Научные дисциплины создаются профессионалами в определенных специальных сферах деятельности. Изменения происходят одновременно на социальном и теоретическом уровнях: из теоретического и социального хаоса возникают новые парадигмы. В результате создается новая групповая структура, которая цементирует теоретические ориентировки ее участников до тех пор, пока кризисы ожидания в отношениях между парадигмой и исследовательским опытом не создадут новый теоретический хаос. Парадигмы, как и основанные на них группы, со временем распадаются. Побуждающей силой здесь является исследование, понятое в качестве управляемой ожиданиями деятельности, для которой парадигма является горизонтом этих ожиданий. Изменения происходят тогда, когда ожидания систематически и непоправимо разрушаются.

Теория Куна представлена в схематическом виде в следующей таблице (модифицированной в соответствии с Brante 1980)».

Фазы

Теоретический уровень

Социологический уровень

Допарадиг-матический период

Нет общей парадигмы. Разногласия по поводу типологии изучаемых феноменов. Отсутствие общепризнанных наблюдений и стандартных методик. Несистематический сбор данных.

Множество конкурирующих школ и институтов, существующих рядом друг с другом. Низкий уровень коммуникаций между участниками. Книги — важнейшее средство коммуникации.

Основание парадигмы

Появление типовых результатов исследований. Соглашения относительно легитимных проблем и методов решений. Соглашения относительно фундаментальных метафизических вопросов.

Начало профессионализации. Основание специализированных журналов, ассоциаций и научных сообществ. Проводятся научные конференции. Журнальные статьи становятся важнейшим средством коммуникации.

Нормальная наука

Исследования — в виде дальнейшей разработки парадигмы, «зачисток» и решения недостающих вопросов. Цель исследований — не теоретические инновации или открытие новых типов феноменов.

Учебники, университетские дисциплины. Дисциплина получает контроль над социализацией своих новых членов

Аномалии

Кризис ожиданий: возникновение новых феноменов, не вписывающихся в традиционную парадигму.

Зарождение критики и обсуждение основ. Первые признаки недостатка коммуникации между учеными.

Кризис

Размывание парадигмы и начало развития ее нескольких версий. Экстраординарные исследования. Все под сомнением. Философские споры и попытки развития новых теорий.

Поляризация научного сообщества, жаркие споры, начало сдвига лояльности от старой к новой парадигме.

Революция

Отрицание старой и возникновение новой парадигмы.

Конверсия, смещение лояльности у большой группы исследователей, профессиональная гражданская война, закрытие старых и открытие новых научных журналов.

Новая парадигма

Всеобщее признание новых типовых научных достижений, новое соглашение по «основам». Новое проблемное восприятие, новые решения, новые методики.

Новые публикации, «перепрофилированные» старые журналы, новая социализация, новая групповая структура, новые «авторитеты». Сторонники старой парадигмы маргинализируются и исчезают с научной сцены.