logo search
Орлова

Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями).

Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями). В 80-

х гг. ХХ в. на передний план выдвигаются коммуникативные аспекты первичной социализации, в первую очередь проблемы отношений детей с родителями, начиная с раннего возраста и до момента овладения членораздельной речью. В качестве показательных рассматриваются такие коммуникативные ситуации, как «мать — ребенок», «родители — ребенок», «незнакомые — ребенок». Выяснено, что недостаток внимания к ребенку в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том числе психических. Тогда как тесный контакт младенца с матерью обусловливает более высокие показатели интеллектуального коэффициента. Такие дети решают задачи лучше тех, на чью долю досталось меньше внимания. Выяснилось также, что кормления и гигиенического ухода недоста-

241

точно, чтобы сформировались важные предпосылки для дальнейшей инкультурации ребенка. Необходимо, чтобы родители разговаривали, играли с ним, создавали эмоционально насыщенные отношения. Особое значение имеет в этот период умение родителей транслировать ребенку желаемый образ поведения. По результатам исследований подобные культурные ожидания ребенок начинает воспринимать с трехмесячного возраста.

Опыт глобальных сравнительно-культурных исследований, создание мирового этнографического атласа, начавшееся в 40-х гг. ХХ в. под руководством Г. Мердока, подтвердили научную и практическую значимость изучения процессов ранней социализации. Сравнения позволили исследователям систематическим образом осмыслить различия в проявлениях отношений между родителями и детьми, наблюдаемых в различных культурах и субкультурах. На базе данных атласа была построена теория социализации, связанная с родительским разрешением

— запрещением. Вариации этих переменных по определенной формальной схеме позволяют интерпретировать, объяснять и предсказывать поведение, интеллектуальные, эмоциональные