logo search
УМК, Методология политической науки

Многотуровые методы с взаимодействием экспертов

Особенность этих методов:

  1. Используется искусственно для эвристического типа экспертизы.

  2. Очень сложные, трудоемкие и затратные методы.

  3. Организаторам необходимо вести работу по поддержанию рабочей обстановки в экспертной группе.

Эти методы используются довольно редко для решения фундаментальных задач. В методе 3 базовых техники, все из них предполагают многоэтапность, необходимость взаимодействия экспертов друг с другом → обязательное формирование слаженной экспертной группы, участники которой готовы к конструктивному взаимодействию, параллельная обработка info → требуется обязательная рабочая исследовательская группа, обладающая навыками обработки и анализа качественной info.

  1. Метод коллективного блокнота. Min 2 этапа:

    1. Индивидуальна работа экспертов по типу индивидуального блокнота: каждому эксперту выдается бланк с формулировкой проблемы, которую эксперт имеет возможность в течение оговоренного времени письменно сформулировать свои решения проблемы без содержательного регламента. По этим позициям определяется, включать ли эксперта в дальнейшую работу.

    2. После обработки документы в виде доклада раздаются экспертам. Эксперты в режиме семинара обсуждают общую сложившуюся картину мнений. Задача – составить систематизированную, устраивающую всех экспертов картину решения проблемы.

  2. Масленников: Метод интеграции концепций экспертов. Цель - соединение в единый комплекс концепций экспертов. Используется для решения комплексных проблем, связанных с развитием локальных объектов. Это пошаговое решение задач:

    1. Формулировка основных концептуальных идей развития.

    2. Разработка и обоснование ресурсного обеспечения.

    3. Прогнозирование результатов с указанием количественных параметров.

Особенность – согласование мнений экспертов по структурным элементам общей стратегии. Количество этапов не регламентировано. Эксперты – сотрудники предприятия и те, кто владеет info о внешней среде.

  1. Эксперты работают в группах, в каждую из которых включен представитель исследовательской группы, который протоколирует работу группы – записывает свои впечатления, мнения, комментарии. Итог работы каждой подгруппы – промежуточный доклад.

  2. Пленарная встреча групп – каждая группа озвучивает свой доклад, который подробно обсуждается (эта встреча полностью стенографируется). Задача – выработать единую позицию. Есть экспертная группа, которую возглавляет представитель администрации, задача – периодически оценивать и направлять ход дискуссии. По итогам составляется общий доклад экспертной и исследовательской группами → передается в группы.

Такой порядок соблюдается по каждой составляющей структуры.

  1. Техника сценария. Цель – прогнозирование и проектирование оптимального сценария развития объекта. Это примерно структурированная ролевая игра. Развивается с учетом ключевых элементов:

    1. Сценарий игры – исходная характеристика объекта, подробное качественно-количественное описание объекта (внутренние и внешние факторы), обоснованная ролевая структура участников игровой деятельности (каждый эксперт получает определенную роль), регламент игры.

    2. Входные условия - состояние объекта и задача, которую для этого объекта надо решить.

    3. Выходные данные – тот итог, результат, к которому должен привести сценарий в случае его выбора. Особенность – построить сценарий движение к поставленной заказчиком цели.

    4. Оснащение игровой деятельности – обеспечение необходимой текущей info и оборудованием + система штрафов и поощрений, которые регулируют деятельность экспертов.

    5. Основные принципы деятельности экспертов, которые освещаются в начале игры.

Процедура: групповые и пленарные заседания. Каждая группа разрабатывает сценарий. Система докладо заменяется на систему взаимодействия: каждая группа прописывает, что должны были делать другие группы на основе договоренности с ними.

Можно обращаться к экспертной группе за предоставлением info. Каждый шаг группы оценивается.