Культурная единица (система) как объект эволюционного анализа.
Культурная единица (система) как объект эволюционного анализа. Более детальный анализ связи между биологической и социокультурной эволюцией обусловил поиск таксономических социокультурных единиц, сопоставимых с концептами популяции, вида, подвида. Благодаря этому становится возможным на специально выделенных целостностях проследить основные источники локальных изменений и многообразия культурной жизни. Ими сегодня являются человечество в целом, этносы, социокультурные группы. Работа с ними открывает концептуальные возможности определить закономерности отношений между человеческими объединениями и их окружением через изучение фундаментальных связей между наблюдаемыми здесь биологическими и культурными изменениями. Этим единицам соответствуют концепции панкульту-ры (культуры человечества в целом), локальных, региональных (этнических) культур, субкультур (групповых культур). Обобщенно их принято обозначать «экосоцио-культурная система», или «культурная единица».
В принципе все сторонники культурной антропологии разделяли системный взгляд на взаимодействие популяции с природным окружением. Однако впервые последовательно понятие экосистемы здесь начал применять К. Гиртц1. С этого времени терминология из общей теории систем распространилась на неоэволюционизм, что было характерно в 1960-х гг. для всех социальных наук.
1 Gieertz С. Agricultural Involution: The Process of Ecological Change in Indonesie. Berkeley, 1963.
307
Социокультурная система стала рассматриваться как состоящая из трех «подсистем»: популяция, окружение, культура. Основной акцент исследования помещался на механизмах, обусловливающих их взаимодействие. Концепции позитивной и негативной обратной связи стали рассматриваться как поддерживающие ее границы и усиливающие распространение адаптивных изменений. Следует отметить, что теперь при исследовании существования популяций в среде принималось во внимание не только «чисто» природное окружение, но и те его элементы, которые модифицировались под влиянием антропогенных воздействий. Подчеркивалось, что «в процессе адаптации культура трансформирует ландшафт и соответственно люди вынуждены приспосабливаться уже к тем постоянным изменениям окружения, которым сами положили начало».1
Была также признана необходимость включить в понятие «окружение» социокультурные параметры, то есть другие популяции, находящиеся в контакте с изучаемой. На этом, в частности, настаивали Дж. Стюарт
и М. Салинс.
Наконец, стало отмечаться несовпадение «реального» и «воспринимаемого» окружения. Выяснилось, что знание о существующей в представлениях людей концепции их жизненной среды необходимо для того, чтобы понимать, почему одним ее элементам уделяется повышенное внимание, другие игнорируются, почему и в каких случаях обращаются к воображаемым, а не реальным культурным феноменам для объяснения адаптационных успехов и неудач. Разумеется, действительные причины изменений в связях популяции с другими подсистемами экосистемы
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЧАСТЬ I. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Предмет и объект социальной и культурной антропологии
- Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований.
- Определение понятия «культура»
- Отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке
- Психологическая антропология и психология.
- Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии
- Выводы
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 2. СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации
- Общая концепция социальной организации.
- Сигнальное поведение и социальность
- Исследовательское поведение в освоении окружения
- Игра и ее влияние на изменение поведения
- ЧАСТЬ II. ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ
- ГЛАВА 3. ПОРОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Основания структурно-функционального анализа
- Концепция социального действия
- Концепция социальной системы
- Структурный функционализм. Общие представления
- Нормы и дополнительность
- Источники динамики социальной системы
- Отклонения элементов системы от исполнения предписанных им функций.
- Социальное неравенство.
- Сдвиг социальных порядков.
- Власть и социальные изменения.
- Эвристические возможности структурно функционального анализа
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД
- Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления
- Трансформация представлений в знаки и символы
- Формирование знаков.
- Формирование символических объектов
- Языки культуры и культурные порядки
- Язык телодвижений (мимика, жестикуляция, позы).
- Пространственный порядок.
- Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ III. ДИНАМИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
- ГЛАВА 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
- Общая концепция коммуникации
- Субъекты социокультурной коммуникации
- «Я-концепция».
- Личностная идентичность.
- Лицо.
- Коммуникация как средство снижения уровня неопределенности ситуации
- Речь в структуре социокультурной коммуникации
- Социальное взаимодействие и речевое поведение.
- Структура коммуникаций в системе социокультурного взаимодействия.
- Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия
- Нормы взаимодействия.
- Речевые жанры.
- Формы речи.
- Нормы интерпретации.
- Каналы передачи информации.
- Содержание сообщения.
- Обстановка коммуникации.
- Сцена речевого акта.
- «Ключ» коммуникативного процесса.
- Стиль речи (или вербальной коммуникации)
- Прямой и непрямой речевые стили.
- Невербальные аспекты социокультурной коммуникации
- Межличностная дистанция в процессе коммуникации.
- Концепция коммуникации в изучении динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
- Роль детского опыта в формировании личности.
- Понятия «социализация» и «инкультурация».
- Первичная социализация (ранний этап)
- Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями).
- Социализация после раннего детства
- Уровни освоения окружения.
- Этологические основания идентичности
- Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациям
- Консолидация.
- Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ IV. ИДЕИ НЕОБРАТИМОСТИ И ОБРАТИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
- ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
- Характеристики культурной эволюции
- Психическое единство человека.
- Движение от простоты к сложности.
- Антропологические, имманентные детерминанты
- Идеи как побудители культурной эволюции.
- Расовый (этнический) детерминизм.
- Индивиды как детерминанты культурной эволюции.
- Внешние детерминанты
- Факторы окружения.
- Общие направления современных эволюционистских исследований
- Культурная единица (система) как объект эволюционного анализа.
- Экологическая антропология
- Культурная единица в исследовании специфичной эволюции. Этнос
- Этническая группа.
- Механизмы сохранения этнической единицы.
- Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия
- Концепция эволюционной универсалии.
- Пределы роста
- Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
- Общая характеристика волновых процессов
- Концепция ритмичности изменений.
- Гуманитарная трактовка социокультурных циклов
- Идеи циклизма в концепции истории.
- Концепция длинным экономических волн
- Модель «длинной» экономической волны
- Фаза подъема («повышательная» волна1).
- Переломная фаза.
- Фаза депрессии («понижательная» волна).
- Фаза перехода.
- Направленна изменений социальной структуры на разным фазах длинных экономических воли
- Интенсификация социокультурных процессов.
- Закономерности длинных волн
- Волновые процессы технологических инноваций
- Механизмы связи между экономическими и технологическими изменениями.
- Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам
- Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в веществе и культуре
- Контрольные вопросы
- ЧАСТЬ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Глава 8. ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ. ПОСТМОДЕРН
- Плюральность жизненного мира человека
- Отказ от идеи целостности человеческого мира.
- Неоднородность социокультурного пространства
- Детерриториализация, маргинализация пространства.
- Механизмы самоорганизации в условиях децен-трированности и плюральности.
- Многослойность символических объектов
- Концепция децентрированный (расщепленной) личности
- Индивид как первоначало социокультурных процессов.
- Внешняя (социокультурная) обусловленность многомерности личности.
- Отклонения от нормы и власть.
- Идеологий постмодерна
- Контрольные вопросы
- Глава 10. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРНЫХ ЕДИНИЦ
- Дистанция власти
- Мужественность - женственность
- Новые акценты в изучении социокультурной динамики
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Литература