logo search
социальная статистика / Социальная статистика (главы 10-конец)

11.2. Уровень образования населения

В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание, Однако всегда оно основывалось на способно­сти человека не только к активному усвоению накопленных зна­ний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Одна из ведущих задач статистики заключается в изме­рении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и исполь­зования. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Как уже отмечалось, измерение уровня образования населе­ния осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обоб­щающих показателей образования населения в целом и отдель­ных социально-демографических групп, изучения их дифферен­циации и динамики.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

• доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

• выявления приоритетов в развитии системы обучения;

• выработки понятия и методики измерения качества обра­зования.

Совершенствуется и методика международных сопоставле­ний в этой области, проводимых ЮНЕСКО и ПРООН.

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсу­ждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении пере­писи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто мог подписываться. «Неграмотный» — так фик­сировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение гра­мотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни1.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным ста­новится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводит­ся международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как опреде­ленного навыка, умения понимать и использовать печатную ин­формацию в повседневной жизни проводилась по трем направ­лениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее об­разование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного за­ведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образо­вания в российских переписях отождествляется с окончанием оп­ределенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональ­ных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным про­граммам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уро­вень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 — 4 класса школы); основное общее (5 — 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессио­нальное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих на­чального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет — наличие или отсут­ствие начального профессионального образования. При затрудне­нии в определении изучаемой характеристики выясняется

1 См.: Доклад о развитии человека за 1998 г. —С. 221.

название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

При такой программе обследования недоучтенным оказыва­ется уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, фа­культеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного об­разования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе пере­писи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников ука­зывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, име­ющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

• процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше [Literacy rate (adult)];

• уровень грамотности среди взрослых;

• число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

• число лиц с высшим образованием на 1000 человек в воз­расте 15 лет и старше';

• средний уровень образования в годах обучения; при этом

наличие начального образования приравнивается 4 годам,

высшего — к 15.

Обобщающие показатели второго вида включают характери­стики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности насе­ления соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:

1 Высшее образование в нашей стране может быть получено, как правило, в возрасте 22 — 25 лет. поэтому численность лиц с высшим образованием более корректно соотносить с численностью населения в возрасте 25 лет и старше.

• брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения — долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;

• охват (общий и частные, валовой и чистый) — отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования [Enrolment ratio (gross and net)];

• долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступе­ни образования. Например, долю детей-учеников началь­ной школы, закончивших 3-й класс, относительно числен­ности учащихся начальной школы. Для измерения доступности к компьютерной сети Internet рас­считывается показатель численности пользователей (Internet users) на основании данных о подписчиках.

Рассмотрим методики анализа обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Материалы переписей населения позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных по­казателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25 — 45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молоде­жи в возрасте 15 — 20 лет, не имеющей пока еще высшего образо­вания, замедляет динамику обобщающего показателя. Коррект­ность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную воз­растную структуру населения:

где — средний уровень образования вj-й группе;

—доля j-й группы в структуре населения, принятой за стандартную.

Приведем пример сравнительного анализа обобщающего по­казателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, результаты которого представлены в табл. 11.1.

Таблица 11.1