Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням обучения в государственных общеобразовательных школах России за 1994—1998 гг.
| Среднегодовой прирост (убыль), % | ||
Ступень обучения | числа школ | численности учителей | численности учащихся |
Начальная (1 — 4 классы) | -0,4 | -2,4 | -3,7 |
Основная базовая (5 — 9 классы) | +0,2 | -2.4 | -1,6 |
Полная средняя (10 — 11 классы) | +0,8 |
| +7,0 |
Для каждой ступени школьного обучения социально-экономическая нормаль имеет следующий вид:
где — число классов наj-й ступени обучения;
—численность учащихся, обучающихся:
а) в начальных (1—3) классах,
б) в основных базовых (5—9) классах,
в) в старших классах (10—11).
—численность молодежи в возрасте:
а) от 6 до 9 лет включительно,
б) от 10 до 15 лет включительно,
в) от 1бдо 17 лет включительно,
Рассмотрим тенденции развития школьного образования по ступеням обучения на примере государственных школ (табл. 11,5).
Сокращение начальной ступени обучения происходит согласованно. Вместе с тем резко возрастает численность старшеклассников, а изменение трудовых и институциональных ресурсов происходит значительно медленнее. Это должно сопровождаться адекватным изменением как финансирования, так и процессов подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Для отдельного региона социально-экономическая нормаль преобразуется следующим образом:
Для каждой отдельной школы
Анализ на основе нормали позволяет оценить степень согласованности в тенденциях спроса (численности обучающихся) и предложения общеобразовательных услуг и обеспеченности их финансовыми, трудовыми, материальными и институциональными ресурсами. Одновременно становится возможным измерить степень ресурсной рассогласованности (на основе коэффициентов опережения) и выявить наиболее «узкие» места развития системы образования. Достижение качественных изменений в среде обучения возможно в условиях даже стабильного финансирования (при отсутствии инфляции). Это можно обосновать, перейдя от нормали к индексной системе, на основе следующей системы показателей:
Если провести расчеты в соответствии с нормалью по каждой школе, каждому району, то можно объединить школы или районы в две группы: с благоприятными условиями развития среды для повышения качества общеобразовательных услуг; с неблагоприятными условиями развития среды сферы школьного образования. Такая группировка может быть использована для обоснования выборки школ при проведении выборочных опросов как учащихся, так и учителей и учитываться путем корректировки программы опроса в каждой выделенной группе.
- Глава 10 санитарная статистика
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- Ожидаемая продолжительность жизни в России (лет)
- Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 20 с трапах мира (1995— 7 996 гг.)
- Младенческая смертность в России
- Младенческая смертность в России по основным классам причин
- Динамика коэффициента смертности в России
- Динамика заболеваемости вич/спид по регионам мира
- 10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма
- Производственный травматизм в России
- 10.4. Клиническая статистика
- Четырехклеточная таблица сопряженности
- Распределение новорожденных-первенцев по весу и возрасту матери
- Глава 11
- 11.2. Уровень образования населения
- Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России поданным микропереписи 1994 г.
- Р ис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура спроса на образовательные услуги
- Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)
- 11.3. Международные классификации и системы показателей в статистике образования
- Показатели образования, включенные в ирчп
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- Динамика системы показателей, характеризующей развитие дошкольного образования в России за 1990 — 199в гг.
- 11.6. Статистика школьного и внешкольного образований
- Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням обучения в государственных общеобразовательных школах России за 1994—1998 гг.
- 11.7. Методика изучения социально-профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ
- Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе
- Образец опросного листа
- 11.8. Профессиональное образование
- Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
- Численность студентов, получающим образование третьего уровня
- 11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали
- Глава 12 статистика рекреации и досуга
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
- Динамика выпуска печатной продукции в России
- Динамика библиотечного обслуживания населения России
- 12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма
- Показатели музейного обслуживания населения
- Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
- Статистика искусства
- Динамика числа театров и их посещаемости зрителями в России (на конец года)
- Статистика туризма
- Глава 13
- 13.2. Методические основы
- Смертность населения России и Санкт-Петербурга от самоубийств
- Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств в Санкт-Петербурге
- Смертность мужчин от суицида в 1971 г.
- 13.3. Правовая статистика
- Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.
- Состав лиц, совершивших преступления в России в первом полугодии 1994 г. И в 1998 г.
- Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.
- Примерный вариант системы показателей правовом статистики
- Глава 14 статистика политической и общественной жизни
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- Состав Петроградского Совета IX созыва
- 14.2. Показатели статистики
- Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.
- Данные для расчета коэффициента ранговом корреляции для измерения связи между результатами выборов
- Электораты основных объединений на выборах 1999 г. (по данным опроса фом), %
- 14.3. Характеристика общественного мнения
- Оглавление