logo
социальная статистика / Социальная статистика (главы 10-конец)

Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням обучения в государственных общеобразовательных школах России за 1994—1998 гг.

Среднегодовой прирост (убыль), %

Ступень обучения

числа школ

численности учителей

численности учащихся

Начальная (1 — 4 классы)

-0,4

-2,4

-3,7

Основная базовая (5 — 9 классы)

+0,2

-2.4

-1,6

Полная средняя (10 — 11 классы)

+0,8

+7,0

Для каждой ступени школьного обучения социально-эконо­мическая нормаль имеет следующий вид:

где — число классов наj-й ступени обучения;

—численность учащихся, обучающихся:

а) в начальных (1—3) классах,

б) в основных базовых (5—9) классах,

в) в старших классах (10—11).

—численность молодежи в возрасте:

а) от 6 до 9 лет включительно,

б) от 10 до 15 лет включительно,

в) от 1бдо 17 лет включительно,

Рассмотрим тенденции развития школьного образования по ступеням обучения на примере государственных школ (табл. 11,5).

Сокращение начальной ступени обучения происходит согла­сованно. Вместе с тем резко возрастает численность старше­классников, а изменение трудовых и институциональных ресурсов происходит значительно медленнее. Это должно сопровождаться адекватным изменением как финансирования, так и процессов подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Для отдельного региона социально-экономическая нормаль преобразуется следующим образом:

Для каждой отдельной школы

Анализ на основе нормали позволяет оценить степень согла­сованности в тенденциях спроса (численности обучающихся) и предложения общеобразовательных услуг и обеспеченности их финансовыми, трудовыми, материальными и институциональны­ми ресурсами. Одновременно становится возможным измерить степень ресурсной рассогласованности (на основе коэффициен­тов опережения) и выявить наиболее «узкие» места развития сис­темы образования. Достижение качественных изменений в среде обучения возможно в условиях даже стабильного финансирования (при отсутствии инфляции). Это можно обосновать, перейдя от нормали к индексной системе, на основе следующей системы показателей:

Если провести расчеты в соответствии с нормалью по каждой школе, каждому району, то можно объединить школы или районы в две группы: с благоприятными условиями развития среды для повышения качества общеобразовательных услуг; с неблагопри­ятными условиями развития среды сферы школьного образования. Такая группировка может быть использована для обоснования выборки школ при проведении выборочных опросов как учащихся, так и учителей и учитываться путем корректировки программы опроса в каждой выделенной группе.