11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали
Для анализа школьного образования, как отмечалось ранее, используется метод социально-экономической нормали. Он может рассматриваться как универсальный, применимый для анализа разнообразных социальных явлений. Его основой являются методика динамического социального норматива (ДСН), разработанная в 80-е гг. И. М. Сыроежиным, и матричная модель эффективности, предложенная У. И. Мересте. ДСП позволяет оценить функционирование социально-культурного комплекса и выработать меры по его управлению.
Рассмотрим построение социально-экономической нормали, включающее шесть этапов:
• обоснование системы первичных абсолютных показателей, отражающих спрос на услуги и ресурсное обеспечение отрасли социальной сферы;
• построение матрицы вторичных относительных показателей;
• построение матрицы относительных темпов изменения по относительным показателям;
• экспертная оценка темпов изменения показателей с учетом качественного развития и доступности услуг социальной сферы;
• перестроение матрицы темпов изменения;
• построение системы социально-экономических нормалей. Система показателей, включаемая в анализ, должна содержать абсолютные характеристики спроса и предложения по изучаемому виду социальных услуг, а также ресурсное их обеспечение, включающее оценку трудовых, материальных, институционных и финансовых, скорректированных на уровень инфляции, ресурсов. Введем обозначения системы показателей: С, П, Т, М, И, Ф.
На основе отобранной системы показателей строится симметричная комбинационная таблица, в подлежащем и сказуемом которой содержится одинаковый перечень первичных показателей:
| С | П | Т | М | И | Ф |
С | 1 |
|
|
|
|
|
П |
| 1 |
|
|
|
|
Т |
|
| 1 |
|
|
|
М |
|
|
| 1 |
|
|
И |
|
|
|
| 1 |
|
Ф |
|
|
|
|
| 1 |
В каждой клетке комбинационной таблицы строится относительный (вторичный) показатель, образуемый делен нем первичного показателя, находящегося в столбце, на первичный показатель по строке. Получается матрица вторичных показателей, симметричная относительно единичной диагонали:
При этом элементы, расположенные симметрично относительно диагонали, являются взаимообратными величинами:
От матрицы относительных (вторичных) показателей переходим к матрице темпов их изменения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если , то.
Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к росту при совершенствовании качества услуг.
Перестраивается матрица темпов изменения таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
, при .
В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных показателей образует основную социально-экономическую нормаль.
Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования:
• численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С);
• численность учащихся начальных классов (У);
• число школ (Ш);
• численность учителей начальных классов (Т);
• расходы на начальное школьное образование в год (Ф).
Строим комбинационную таблицу и систему относительных показателей:
| С | У | Ш | Т | Ф |
С | 1 | У/С | Ш/С | Т/С | Ф/С |
У | С/У | 1 | Ш/У | Т/У | Ф/У |
Ш | С/Ш | У/Ш | 1 | Т/Ш | Ф/Ш |
Т | С/Т | У/Т | Ш/Т | 1 | Ф/Т |
Ф | С/Ф | У/Ф | Ш/Ф | Т/Ф | 1 |
Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:
| С | У | Ш | Т | Ф |
С |
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:
Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.
С | У | Ш | Т | Ф |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Число темпов роста в столбце
Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:
| Ф | Ш | Т | У | С |
Ф |
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю.
В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):
Основными направлениями использования нормалей являются:
• анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием нормали и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения);
• обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов;
• построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг.
Например, на базе нормали можно построить следующую взаимосвязанную систему показателей:
или
где - средний размер педагогического коллектива начальной школы;
- среднее число учащихся на одного учителя;
- среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата детей начальным образованием);
- удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста.
На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения динамики общих расходов в целом и за счет выделенных факторов:
Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.
- Глава 10 санитарная статистика
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- Ожидаемая продолжительность жизни в России (лет)
- Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 20 с трапах мира (1995— 7 996 гг.)
- Младенческая смертность в России
- Младенческая смертность в России по основным классам причин
- Динамика коэффициента смертности в России
- Динамика заболеваемости вич/спид по регионам мира
- 10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма
- Производственный травматизм в России
- 10.4. Клиническая статистика
- Четырехклеточная таблица сопряженности
- Распределение новорожденных-первенцев по весу и возрасту матери
- Глава 11
- 11.2. Уровень образования населения
- Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России поданным микропереписи 1994 г.
- Р ис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура спроса на образовательные услуги
- Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)
- 11.3. Международные классификации и системы показателей в статистике образования
- Показатели образования, включенные в ирчп
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- Динамика системы показателей, характеризующей развитие дошкольного образования в России за 1990 — 199в гг.
- 11.6. Статистика школьного и внешкольного образований
- Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням обучения в государственных общеобразовательных школах России за 1994—1998 гг.
- 11.7. Методика изучения социально-профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ
- Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе
- Образец опросного листа
- 11.8. Профессиональное образование
- Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
- Численность студентов, получающим образование третьего уровня
- 11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали
- Глава 12 статистика рекреации и досуга
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
- Динамика выпуска печатной продукции в России
- Динамика библиотечного обслуживания населения России
- 12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма
- Показатели музейного обслуживания населения
- Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
- Статистика искусства
- Динамика числа театров и их посещаемости зрителями в России (на конец года)
- Статистика туризма
- Глава 13
- 13.2. Методические основы
- Смертность населения России и Санкт-Петербурга от самоубийств
- Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств в Санкт-Петербурге
- Смертность мужчин от суицида в 1971 г.
- 13.3. Правовая статистика
- Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.
- Состав лиц, совершивших преступления в России в первом полугодии 1994 г. И в 1998 г.
- Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.
- Примерный вариант системы показателей правовом статистики
- Глава 14 статистика политической и общественной жизни
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- Состав Петроградского Совета IX созыва
- 14.2. Показатели статистики
- Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.
- Данные для расчета коэффициента ранговом корреляции для измерения связи между результатами выборов
- Электораты основных объединений на выборах 1999 г. (по данным опроса фом), %
- 14.3. Характеристика общественного мнения
- Оглавление