Четырехклеточная таблица сопряженности
Группы по наличию признака А | Группа по наличию признака Б | Итого | |||||
| Есть | Нет |
| ||||
Есть | |||||||
Нет | |||||||
Итого |
В исследованиях, характеризующих жизнь и здоровье людей, уровень значимости (вероятность ошибки первого рода) должен быть достаточно мал: 0,02, 0,01 или 0,005. Таблицы требуемого объема выборок при заданных условиях приведены, например, в книге Дж. Флейса1.
Выводы клинического и лабораторного исследования во многом зависят от того, как проводился отбор объектов. Последние должны быть отобраны случайно, т. е. необходима рандомизация (от англ. слова random — случайность), которая гарантирует, что наши наклонности и предпочтения не повлияют на формирование групп.
Рандомизация проводится разными способами. Если, например, нужно в клинических условиях испытать лекарственный препарат, чтобы установить его эффективность, то одним 30 больным можно назначать этот лекарственный препарат, а другим 30 больным — нейтральный препарат. Эксперимент можно начать сразу в полном масштабе, отобрав по таблице случайных чисел числа, соответствующие номерам объектов (скажем, с 1 по 60), и организовать испытание медикамента,
Возможен и иной вариант: например, отбирать для обследования группы по 10 человек. Тогда из таблицы случайных чисел отбираются числа от 0 до 9. При этом пяти первым отобранным номерам будут соответствовать те лица, которые будут принимать активный препарат, а остальным — тех, кто будет принимать нейтральный препарат. Если, например, отбор начинается с седьмого столбца таблицы случайных чисел, то первыми пятью пациентами окажутся лица с номерами 1, 5, 9, 0 (т. е. 10), 4 —им должно быть назначено лекарство, а остальным номерам — 2, 6, 3, 7, 8 нейтральный препарат. Из следующих десяти — лица с номерами 7, 8,1, 9,3 получат активный препарат, остальные—нейтральный и т. д.
Можно отбирать не единицами, а парами: один из пациентов пары будет получать активный, а другой — нейтральный препарат. По первой букве фамилии или имени выбирают одного из двух как первого пациента. Чтобы решить вопрос, какой препарат он будет принимать, договариваются о том, что если первая цифра в первом столбце будет нечетная, то первый будет применять активный препарат, а второй — нейтральный; если первая цифра четная, то второй пациент будет применять активный препарат, а первый — нейтральный.
1См.: Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Благовещенского. — М.: Финансы и статистика 1989.
Таблица 10.9
- Глава 10 санитарная статистика
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- Ожидаемая продолжительность жизни в России (лет)
- Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 20 с трапах мира (1995— 7 996 гг.)
- Младенческая смертность в России
- Младенческая смертность в России по основным классам причин
- Динамика коэффициента смертности в России
- Динамика заболеваемости вич/спид по регионам мира
- 10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма
- Производственный травматизм в России
- 10.4. Клиническая статистика
- Четырехклеточная таблица сопряженности
- Распределение новорожденных-первенцев по весу и возрасту матери
- Глава 11
- 11.2. Уровень образования населения
- Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России поданным микропереписи 1994 г.
- Р ис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура спроса на образовательные услуги
- Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)
- 11.3. Международные классификации и системы показателей в статистике образования
- Показатели образования, включенные в ирчп
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- Динамика системы показателей, характеризующей развитие дошкольного образования в России за 1990 — 199в гг.
- 11.6. Статистика школьного и внешкольного образований
- Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням обучения в государственных общеобразовательных школах России за 1994—1998 гг.
- 11.7. Методика изучения социально-профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ
- Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе
- Образец опросного листа
- 11.8. Профессиональное образование
- Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
- Численность студентов, получающим образование третьего уровня
- 11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали
- Глава 12 статистика рекреации и досуга
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
- Динамика выпуска печатной продукции в России
- Динамика библиотечного обслуживания населения России
- 12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма
- Показатели музейного обслуживания населения
- Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
- Статистика искусства
- Динамика числа театров и их посещаемости зрителями в России (на конец года)
- Статистика туризма
- Глава 13
- 13.2. Методические основы
- Смертность населения России и Санкт-Петербурга от самоубийств
- Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств в Санкт-Петербурге
- Смертность мужчин от суицида в 1971 г.
- 13.3. Правовая статистика
- Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.
- Состав лиц, совершивших преступления в России в первом полугодии 1994 г. И в 1998 г.
- Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.
- Примерный вариант системы показателей правовом статистики
- Глава 14 статистика политической и общественной жизни
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- Состав Петроградского Совета IX созыва
- 14.2. Показатели статистики
- Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.
- Данные для расчета коэффициента ранговом корреляции для измерения связи между результатами выборов
- Электораты основных объединений на выборах 1999 г. (по данным опроса фом), %
- 14.3. Характеристика общественного мнения
- Оглавление