logo
социальная статистика / Социальная статистика (главы 10-конец)

Динамика системы показателей, характеризующей развитие дошкольного образования в России за 1990 — 199в гг.

Территория

Среднегодовая убыль, %

числа до­школьных учреждений

численности педагоги­ческих работников до­школьного обучения

числа мест в

ДУ

численности детей, посе­щающих ДУ

Всего

-5,4

-5,2

-12,2

-8,6

В том числе:

в городах

и поселках

городского

типа

-5,1

-11,5

-8,1

в сельской

местности

-5,6

-15,0

-10,0

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 1999.

Статистический сборник, —М.: Госкомстат, 1999. — С. 184.

Позитивным моментом является более медленное сокраще­ние дошкольных учреждений и численности педагогических кад­ров, чем сокращение численности детей, посещающих дошколь­ные учреждения. Негативным моментом остаются опережающие темпы сокращения числа мест по сравнению с другими показа­телями.

Развитие среды дошкольного воспитания и образования про­ходило по промежуточному, умеренному сценарию. Доступность сети дошкольного образования хотя и сокращалась, но медлен­нее, чем численность детей, посещающих детские сады. Это при­вело к сокращению среднего числа детей в одном дошкольном учреждении и на одного воспитателя (позитивные тенденции). Одновременно происходило укрупнение педагогических коллек­тивов детских садов при резком сокращении числа мест, что со­провождалось ростом концентрации детей на каждые 100 мест в дошкольных учреждениях (негативные тенденции). Даже в условиях резкого сокращения спроса на услуги дошкольного образо­вания и высвобождения ресурсов (трудовых и материальных) ка­чественного улучшения обслуживания детей и адекватного улучшения среды дошкольного обучения в России не произошло.

Следует также отметить, что учреждения дошкольного воспи­тания оказывают комплексные и последовательные услуги по об­разованию и содержанию детей. Однако в современных условиях возможно предоставление только отдельных услуг, например пребывание ребенка неполный день, прогулки и занятия с детьми и др. Расширение спектра и качества предоставляемых услуг до­школьного образования способствовало бы сохранению сущест­вующей сети дошкольных учреждений и повышению квалифика­ции педагогических кадров. Другими словами, имеющаяся сеть дошкольного воспитания должна быть готова к возможному росту спроса на данный вид услуг через два— три года в связи с прогно­зируемым Госкомстатом России незначительным ростом числен­ности родившихся в 2000—2006 гг. и переходом значительного числа женщин в модальный возраст деторождения (20—24года).