11.7. Методика изучения социально-профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ
Одним из наиболее распространенных направлений экономических, социологических и психологических исследований молодежи выступает анализ социально-экономических ориентации старшеклассников. Как особое направление теоретических исследований в нашей стране оно возникло в 20—30-е гг. Методики изучения личности школьников разрабатывались А. П. Болтуновым, С. Г. Геллерштейном, Н. Д. Левитововым, А. Ф. Кларком и др. Социологические опросы учащихся выпускных классов были возобновлены с конца 50-х гг. и получили широкое распространение в 60 — 80-е гг. Их адекватность вновь возрастет к концу XX в., когда проблемы выбора жизненного пути встанут перед многочисленной когортой молодежи, рожденной в 80-х гг.
Остановимся на некоторых методических аспектах изучения социально-профессиональных ориентации старшеклассников. В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается первоочередной предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы.
Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намерение, если не указано ни то, ни другое.
Большинство исследований ограничивается регистрацией намерений без конкретизации. В результате фиксируется лишь первоочередное намерение выпускника и отсутствует полная картина отношений каждого опрашиваемого ко всему спектру возможных вариантов выбора после окончания школы.
Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника. Под установкой понимается отношение опрашиваемого к возможности осуществления каждого из вероятных вариантов выбора после окончания школы. При этом различают следующие установки:
• позитивную — наиболее желательный вариант выбора;
• маргинальную — запасной вариант выбора;
Таблица 11.6
- Глава 10 санитарная статистика
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- Ожидаемая продолжительность жизни в России (лет)
- Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 20 с трапах мира (1995— 7 996 гг.)
- Младенческая смертность в России
- Младенческая смертность в России по основным классам причин
- Динамика коэффициента смертности в России
- Динамика заболеваемости вич/спид по регионам мира
- 10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма
- Производственный травматизм в России
- 10.4. Клиническая статистика
- Четырехклеточная таблица сопряженности
- Распределение новорожденных-первенцев по весу и возрасту матери
- Глава 11
- 11.2. Уровень образования населения
- Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России поданным микропереписи 1994 г.
- Р ис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура спроса на образовательные услуги
- Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)
- 11.3. Международные классификации и системы показателей в статистике образования
- Показатели образования, включенные в ирчп
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- Динамика системы показателей, характеризующей развитие дошкольного образования в России за 1990 — 199в гг.
- 11.6. Статистика школьного и внешкольного образований
- Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням обучения в государственных общеобразовательных школах России за 1994—1998 гг.
- 11.7. Методика изучения социально-профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ
- Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе
- Образец опросного листа
- 11.8. Профессиональное образование
- Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
- Численность студентов, получающим образование третьего уровня
- 11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали
- Глава 12 статистика рекреации и досуга
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
- Динамика выпуска печатной продукции в России
- Динамика библиотечного обслуживания населения России
- 12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма
- Показатели музейного обслуживания населения
- Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
- Статистика искусства
- Динамика числа театров и их посещаемости зрителями в России (на конец года)
- Статистика туризма
- Глава 13
- 13.2. Методические основы
- Смертность населения России и Санкт-Петербурга от самоубийств
- Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств в Санкт-Петербурге
- Смертность мужчин от суицида в 1971 г.
- 13.3. Правовая статистика
- Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.
- Состав лиц, совершивших преступления в России в первом полугодии 1994 г. И в 1998 г.
- Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.
- Примерный вариант системы показателей правовом статистики
- Глава 14 статистика политической и общественной жизни
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- Состав Петроградского Совета IX созыва
- 14.2. Показатели статистики
- Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.
- Данные для расчета коэффициента ранговом корреляции для измерения связи между результатами выборов
- Электораты основных объединений на выборах 1999 г. (по данным опроса фом), %
- 14.3. Характеристика общественного мнения
- Оглавление