Р ис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура спроса на образовательные услуги
Рис. 11.2. Динамика структуры детей и молодежи
меньшая численность подростков аккумулируется в возрасте 15— 19 лет. Поэтому спрос на услуги профессионального образования на данной фазе хотя и возрастает, но остается относительно меньше, чем на предыдущих ступенях обучения (начальном и базовом образовании).
В условиях понижающейся рождаемости не только сокращается ежегодно численность принятых по каждому виду обучения, но спрос на услуги образования структурируется в форме перевернутой усеченной пирамиды (фаза II). Наименьшая численность детей аккумулируется в возрасте 5—9 лет, а наибольшее число подростков в возрасте 15 — 19 лет. Спрос на услуги начального образования снижается и достигает своего минимума как абсолютно (сокращается численность детей 7 — 9 лет), так и относительно последующих ступеней обучения. Спрос на услуги профессионального образования хотя и сокращается, но остается наибольшим по сравнению с предыдущими ступенями обучения, т. е. выходит на приоритетные позиции.
В результате отмеченных процессов общий и частные показатели охвата молодежи образованием имеют разнонаправленные тенденции в динамике, На первой стадии — роста спроса на образовательные услуги в связи с увеличением демографического давления на систему обучения частные (по каждой ступени) показатели охвата могут сокращаться, а общий показатель может возрастать за счет стабильного роста доли детей, получающих начальное образование, при котором показатели охвата наивысшие (относительный структурный рост). Наоборот, на второй стадии — снижения спроса на образовательные услуги частные показатели охвата могут возрасти, а общий показатель — снизится в результате стабильного роста доли молодежи, получающей начальное профессиональное образование, при котором показатель охвата наименьший (относительно более ранних ступеней обучения). Такие разнонаправленные тенденции в динамике показателей охвата затрудняют международные сопоставления в этой области. При этом различные группы стран (развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой) находятся на разных стадиях демографического развития, что влияет на динамику показателей охвата молодежи обучением (табл. 11.2).
В зависимости от тенденций в демографических процессах выделяются различные стадии в развитии системы образования в целом, определяются приоритетные ступени обучения. Стабильность функционирования системы образования определяется устойчивостью динамики численности родившихся с определенным временным лагом. Россия на рубеже веков находится на переходе от первой ко второй стадии. В начале нового тысячелетия постепенно будет сокращаться спрос на услуги начального
Таблица 11.2
- Глава 10 санитарная статистика
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- Ожидаемая продолжительность жизни в России (лет)
- Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 20 с трапах мира (1995— 7 996 гг.)
- Младенческая смертность в России
- Младенческая смертность в России по основным классам причин
- Динамика коэффициента смертности в России
- Динамика заболеваемости вич/спид по регионам мира
- 10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма
- Производственный травматизм в России
- 10.4. Клиническая статистика
- Четырехклеточная таблица сопряженности
- Распределение новорожденных-первенцев по весу и возрасту матери
- Глава 11
- 11.2. Уровень образования населения
- Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России поданным микропереписи 1994 г.
- Р ис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура спроса на образовательные услуги
- Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)
- 11.3. Международные классификации и системы показателей в статистике образования
- Показатели образования, включенные в ирчп
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- Динамика системы показателей, характеризующей развитие дошкольного образования в России за 1990 — 199в гг.
- 11.6. Статистика школьного и внешкольного образований
- Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням обучения в государственных общеобразовательных школах России за 1994—1998 гг.
- 11.7. Методика изучения социально-профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ
- Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе
- Образец опросного листа
- 11.8. Профессиональное образование
- Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
- Численность студентов, получающим образование третьего уровня
- 11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали
- Глава 12 статистика рекреации и досуга
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
- Динамика выпуска печатной продукции в России
- Динамика библиотечного обслуживания населения России
- 12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма
- Показатели музейного обслуживания населения
- Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
- Статистика искусства
- Динамика числа театров и их посещаемости зрителями в России (на конец года)
- Статистика туризма
- Глава 13
- 13.2. Методические основы
- Смертность населения России и Санкт-Петербурга от самоубийств
- Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств в Санкт-Петербурге
- Смертность мужчин от суицида в 1971 г.
- 13.3. Правовая статистика
- Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.
- Состав лиц, совершивших преступления в России в первом полугодии 1994 г. И в 1998 г.
- Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.
- Примерный вариант системы показателей правовом статистики
- Глава 14 статистика политической и общественной жизни
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- Состав Петроградского Совета IX созыва
- 14.2. Показатели статистики
- Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.
- Данные для расчета коэффициента ранговом корреляции для измерения связи между результатами выборов
- Электораты основных объединений на выборах 1999 г. (по данным опроса фом), %
- 14.3. Характеристика общественного мнения
- Оглавление