logo search
Семейная психология / shipitsyna_psikhologia_det_vor

3.3. Благополучная семья

В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни родителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, которы­ми она обладает в данный момент.

Привычная ориентация администрации образователь­ного учреждения на работу с проблемной семьей оставляет в стороне семью благополучную на том основании что на успешно решает вопросы обучения и воспитания детей. Но благополучная семья — самый строгий заказчик и самый строгий «эксперт» в оценке деятельности школы. Семья подобного типа создает репутацию школы, формирует общественное мнение. В решение проблемы усиления ответственности родителей семья подобно­го типа может внести большой вклад.

Укрепляя и развивая контакты с «благополучной» семьей, школа расширяет свое влияние на «проблемные» семьи; предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со снижением благополучия; создает условия для реализации прав ребенка, способствует его полноцен­ному развитию; содействует формированию потребнос­ти родителей в повышении своей общей и воспитатель­ной культуры.

Самое важное, что есть у ребенка, — это родители. Отдать ему большую часть самих себя, по-видимому, луч­ший способ решения его проблем. Не назойливая опека, а дружеское, горячее, живое участие, благодаря которо­му он почувствует, что родители — СВОИ люди. Только в этом случае у ребенка притупится чувство враждебно­сти и он сможет найти способ излить неизбежную агрес­сивность социально приемлемым образом.

Еще недавно считалось, будто детская преступность — наследственная болезнь. Некоторые социологи предло­жили использовать так называемое игровое поле и, к все­общему изумлению, доказали, что когда у ребенка появ­ляется возможность проявить свою потребность в активной деятельности, то сразу же резко падает и коэффициент преступности. Хорошо организованная семья способна предложить ребенку бесконечное количество вариантов выражения его активности без нарушения общественного порядка.

Только в том случае, если ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, он захочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний, разумеется, не воздей­ствуют на него. И если ребенок действительно захочет быть похожим на родителей и заслужит их расположе­ние, он станет понимать пользу контроля своих поступ­ков. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мне­ния о родителях. Иначе он останется непослушным. Не чувствуя опоры, поддержки и уверенности в себе, кото­рые дает ему родительская любовь, он вынужден будет красть то, что не может при­обрести естественным пу­тем. Вещи, которые ворует ребенок, сами по себе не име­ют для него никакого значе­ния, но они как бы олицет­воряют то другое, что ему отчаянно хочется иметь.

Дети в семьях, где не при­нято выражать свои чувства и где ценятся сдержанность и сила, испытывают дефи­цит любви, тепла и понима­ния. Типичная проблема в семьях бизнесменов — детс­кое домашнее воровство. Среди психотерапевтов существует метафора, что дети таким образом «воруют любовь». Это форма протеста против холодного, рационального мира взрослых. «Мои сыновья должны быть такими же сильными, как я, иначе они мне не нужны», — говорит настоящий мужчина, обратившийся в семейную консультацию по поводу воровства своего ребенка. При изучении неблагополучных семей, обладающих теми или иными криминогенными характеристиками и способствующих формированию у детей аморальных, а подчас и противоправных ориентации, было установле­но что около 75% родителей из них сами воспитывались в нравственно и социально неблагоприятных семейно-бытовых условиях, аналогичных тем, в которых затем оказались их дети.

Отношение к семье в ходе взросления ребенка меняет­ся. В процессе социализации группа ровесников в значи­тельной степени замещает родителей, или, как говорят некоторые специалисты, происходит «обесценивание» родителей. Перенос центра социализации из семьи в груп­пу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.

Имеются данные, что, хотя родители, как центр ори­ентации и идентификации, действительно отступают в этом возрасте на второй план, это все-таки относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства мо­лодых людей родители, и особенно мать, остаются глав­ными эмоционально близкими лицами. Так, в психоло­гическом исследовании было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка служит, прежде всего, мать, а затем в зависимости от ситуации, в разной последовательности отец, подруга или друг. Старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом. Однако отвечая на вопрос: «с кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуа­ции?» и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, с друзьями приятно развле­каться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Это общая, нормальная тенденция поведения в подрост­ковом и юношеском возрасте. Однако проблема состоит в том, что многие так называемые «уличные дети» и «под­ростки группы риска» не имеют таких нормальных семей­ных отношений и таких нормальных родителей, к кото­рым они могли бы обратиться в сложных, проблемных жизненных ситуациях. Последние данные, полученные в ходе социально-психологических исследований совре­менной молодежи, подтверждают идею о важнейшей роли родителей и уровня семейного доверия в нормальном раз­витии личности — как в подростковом, так и в юношес­ком возрасте.

Как правило, семьи с высоким уровнем доверия отли­чаются следующими особенностями:

В исследовании «Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы» М. Раттер и Д. Гидлер (1998) указывают на четкую связь между особенностями ран­него детского развития в семье и последующей степенью послушания индивида, но утверждают, что механизмы такого влияния семьи по-прежнему неясны. Авторы ис­следования отмечают корреляцию между социальными переменами и ростом преступности, вновь подчеркивая недостаточность знаний относительно механизмов этой связи. На примере несовершеннолетних исследователи приходят к заключению, что для преступного поведения существуют множественные причины, включая влияние семьи, групп сверстников, социального контроля и со­циального научения, биологических и ситуационных факторов. Поэтому абсурдно искать единственное объяс­нение или единую стратегию профилактики девиантного поведения детей и подростков и, в частности, его наи­более распространенной формы — воровства.

Таким образом, ранняя профилактика девиантного по­ведения детей должна, по существу, начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется в основном в семье.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Объясните психолого-педагогические причины вызывающие семейное неблагополучие в отношении ребенка.

  2. Опишите модели девиантного поведения детей в семье и приведите конкретные примеры.

  3. Объясните, в чем особенности формирования девиантного поведения ребенка из неполной семьи.

  4. Дайте определение «проблемной семье» и опишите виды отклоняющегося поведения у детей в таких семьях.

  5. Объясните особенности «некомпетентной семьи» и дайте классификацию нарушений в воспитании детей в подобных семьях.

  6. Объясните, почему в «благополучных семьях» мо­гут быть неблагополучные в поведении дети?