logo search
Зачет Бондарева

(Декабрь 2009 г. - май 2010 г.)

В период с декабря 2009 г. по май 2010 г. как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации продолжалась активная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы государственной гражданской службы.

Принят ряд федеральных законов (в т.ч. вносящих изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты):

- от 17.12.2009 № 313-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Законом приостановлено до 1 января 2011 года действие части 11 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2004 № 79-ФЗ, согласно которой размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен);

- от 17.12.2009 № 322-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым внесены изменения регулирующие вопросы присвоения классных чинов государственной гражданской службы;

- от 29.01.2010 № 1-ФЗ «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым внесены изменения в части уточнения запретов, связанных с государственной гражданской службой;

- от 14.02.2010 № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий что перечень должностей государственной гражданской службы при назначении на которые может не проводиться конкурс, в связи с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждается нормативным актом государственного органа.

Кроме того, подписаны указы Президента Российской Федерации:

- от 04.12.2009 № 1382 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров»;

- от 21.12.2009 № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение»;

- от 21.12.2009 № 1457, от 12.01.2010 № 61, от 21.01.2010 № 86, от 19.03.2010 № 328, от 09.04.2010 № 433, которыми внесены изменения в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 и в Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданский служащих»;

- от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».

Также приняты постановления Правительства Российской Федерации:

- от 03.12.2009 № 987 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, от 18.05.2009 № 561 и от 21.09.2009 №1065»;

- от 16.12.2009 № 1027 и от 20.02.2010 № 71 «О внесении изменений в Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», которыми уточнены условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, а также определены документы, предоставляемые федеральным государственным гражданским служащим в федеральный государственный орган, осуществивший перечисление единовременной выплаты;

- от 26.02.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ».

В целях дальнейшего развития нормативной правовой базы государственной гражданской службы федеральными органами исполнительной власти принят ряд нормативных правовых актов.

Некоторые из них, в том числе приказы Минздравсоцразвития России, имеют межведомственный характер:

- от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;

- от 30.03.2010 № 198н «Об утверждении Порядка постановки федерального государственного гражданского служащего на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения при переходе на федеральную государственную гражданскую службу в другой федеральный государственный орган».

За анализируемый период вопросы государственной гражданской службы пять раз рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации и трижды Верховным Судом Российской Федерации. Решения выносились в основном по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, ведения реестра должностей государственных гражданских служащих.

Активная нормотворческая работа по реализации полномочий в сфере государственной службы ведется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 июня 2010 г. в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации зарегистрировано 6927 действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в указанной сфере правового регулирования.

За рассматриваемый период в федеральный регистр внесено 842 (включая акты, вносящие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты) нормативных правовых акта субъектов Российской Федерации.

Большинство принятых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации касаются вопросов:

- организации и условий прохождения государственной гражданской службы;

- порядка присвоения и сохранения классных чинов государственным гражданским служащим;

- определения размеров должностных окладов и денежного содержания государственных гражданских служащих, условий выплаты премий, материальной помощи, единовременного поощрения;

- предоставления отпуска;

- порядка командирования государственных гражданских служащих;

- условий возмещения расходов, связанных с переездом государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность;

- социальных гарантий государственных гражданских служащих (в том числе о вопросах пенсионного обеспечения, предоставления ежегодного дополнительного отпуска государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный рабочий день, транспортного обслуживания, медицинского страхования);

- квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

- регулирующих порядок предоставления сведений о полученных государственным гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе;

- определяющих порядок формирования, финансирования и исполнения государственного заказа на подготовку,

- профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих;

- определяющих порядок и условия прохождения ежегодного медицинского обследования (диспансеризации);

- устанавливающих условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади.

Активно велась работа по формированию законодательной базы по вопросам противодействия коррупции. Во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о мерах по противодействию коррупции. По состоянию на май 2010 г. в Российской Федерации действовало 1917 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 01.08.2008 № Пр-1573 (по итогам совещания по формированию кадрового резерва 23.07.2008) в большинстве субъектов Российской Федерации организована работа по формированию резерва управленческих кадров для замещения должностей в государственном управлении, экономической, социальной сферах.

Нормативные правовые акты, направленные на решение указанной задачи, приняты в республиках Адыгея, Бурятия, Башкортостан, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Удмуртской, Хакассия, Чувашской, Алтайском, Камчатском, Краснодарском, Красноярском, Приморском, Ставропольском, Хабаровском краях, Амурской, Астраханской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Московской, Мурманской, Свердловской, Липецкой, Новгородской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Оренбургской, Пензенской Псковской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областях, Москве, Санкт-Петербурге, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.

Вместе с тем, по информации территориальных органов Минюста России, в отдельных субъектах Российской Федерации по состоянию на июнь 2010 г. не были урегулированы следующие вопросы:

- порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию (республики Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Тыва, Алтайский, Забайкальский, Ставропольский, Краснодарский края, Архангельская, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская, Томская, Тульская области, Москва, Ненецкий автономный округ);

- условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим (республики Башкортостан, Ингушетия, Нижегородская область);

- порядок возмещения расходов, связанных с переездом в другую местность, при переводе в государственный орган в другой местности (республики Башкортостан, Ингушетия, Тыва, Краснодарский, Пермский края, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Костромская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Тульская области);

- порядок заключения договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы после окончания обучения, утверждения государственного заказа субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку (республики Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карелия, Коми, Северная Осетия-Алания, Тыва, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Костромская, Кемеровская, Липецкая, Московская, Орловская, Нижегородская, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Томская, Ярославская области);

- порядок ведения и хранения личных дел и документов учета государственных гражданских служащих, форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных гражданских служащих (Архангельская, Свердловская области, Москва, Ненецкий автономный округ);

- порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период государственной гражданской службы (республики Башкортостан, Карелия, Коми, Чувашская, Камчатский, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Иркутская, Оренбургская, Орловская области, Москва, Еврейский автономный округ);

- порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный рабочий день (Республика Мордовия, Архангельская, Кемеровская, Рязанская области, Чукотский автономный округ);

- перечень должностей государственной гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда (республики Ингушетия, Карелия, Калмыкия, Коми, Тыва, Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Оренбургская, Орловская, Ульяновская области);

- порядок и условия предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (республики Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Хакасия, Приморский край, Волгоградская, Самарская области);

- порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы (Чувашская Республика, Калининградская, Нижегородская области);

- утверждение государственного заказа субъектов Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих, включая его объем и структуру, с учетом положений федерального законодательства (Краснодарский край, Костромская, Московская, Тульская, Ярославская области, Ненецкий автономный округ);

- условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (Республика Северная Осетия - Алания, Калининградская область);

- порядок транспортного обслуживания государственных гражданских служащих, обеспечиваемого в связи с исполнением ими должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности государственной гражданской службы, а также компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием (Республика Башкортостан, Пермский край, Брянская, Владимирская области, Москва).

По данным территориальных органов Минюста России в 43 субъектах Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, отдельные нормы которых не соответствуют требованиям федерального законодательства по вопросам государственной гражданской службы (республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Карелия, Мордовия, Татарстан, Тыва, Алтайский край, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Самарская, Сахалинская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Ненецкий, Чукотский автономные округа).

В 2010 г. в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации выявлялись следующие основные отступления от норм федерального законодательства.

1. Вмешательство в компетенцию Российской Федерации и федеральных органов государственной власти по вопросам государственной гражданской службы в части:

- установления соотношения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должностей федеральной государственной гражданской службы (Владимирская область);

- отнесения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации к государственным должностям субъектов Российской Федерации (республики Ингушетия, Карелия, Костромская, Пензенская области).

2. Нарушение порядка организации и условий прохождения государственной гражданской службы в части:

- определения денежного содержания государственного гражданского служащего (Ивановская область);

- присвоения классных чинов государственным гражданским служащим (Курганская область, Ненецкий автономный округ);

- установления квалификационных требований к стажу государственной гражданской службы, не соответствующих федеральному законодательству (Республика Карелия);

- порядка профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих (Калининградская область);

- порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими (Республика Ингушетия);

- проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы при назначении на вакантную должность, относящуюся к младшей группе должностей государственной гражданской службы (Республика Татарстан).

По оценкам территориальных органов Минюста Российской Федерации основной причиной наличия в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации несоответствий федеральному законодательству является несвоевременное приведение региональных нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы в соответствие с динамично развивающимся федеральным законодательством.