logo search
шпоры Этика

32. Девиантность обучающихся в социально-педагогической работе

Под девиантным (лат. deviatio — отклонение, уклонение) поведением понимаются:1  1) по­ступок, действия человека, не соответствующие официально уста-новленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стан- дартам, шаблонам); 

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.  одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка.

Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Для этого в школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

Цель деятельности социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи:– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;– обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

7-8

Под виктимогенными понимают факторы, которые по отношению к конкретному человеку играют деструктивную роль в его адаптации и социализации.

Виктимизации человека (группы) способствуют многочисленные факторы (обстоятельства). Они носят характер не благоприятных условий адаптации и социализации человека.

В целом следует выделять объективные, субъективные предпосылки, виктимизации человека, а также объективные и субъективные факторы, обуславливающие ее проявление.

^ Субъективными предпосылками виктимизации вследствие неблагоприятных условий социализации человека являются его индивидуальные особенности, своеобразия, позиции по отношению к себе и самопроявлению на личностном уровне. Эти факторы во многом определяются своеобразием человека, которое сдерживает его социальное развитие и (или) вызывает у него негативные проявления. По своей сущности субъективные предпосылки характеризуются следующими проявлениями:

^ К субъективным предпосылкам аномальной социализации человека (виктимологического характера) относятся также его индивидуальные своеобразия такие, как:

Субъективным фактором виктимизации человека выступает такое явление, как осознание человеком себя жертвой процесса социализации. От него зависит субъективное восприятие человеком себя и самоактивность в неблагоприятной среде по недопущению, преодолению виктимизации. Подобное явление присуще человеку, отличающемуся своей не успешностью в жизни, не удачливостью в различных видах деятельности, жизненных ситуациях, внушаемостью и рядом других. Оно характерно конкретному человеку и определяет его негативное отношение к себе, своей жизнедеятельности, самопроявлению. Не редко подобная позиция человека обусловлена не только его своеобразием, но и с наличием объективных показателей, установками общества и ближайшего окружения. Окружающая среда, в которой формировалась личность, во многом определяет в перспективе виктимизирующие позиции человека. Таким образом, следует подчеркнуть, что нередко на субъективные факторы накладываются объективные, что стимулирует проявление виктимизации человека.

^ Объективные факторы – это те средовые условия, в которых оказывается человек и которые существенно сказываются на его состоянии, возможности адаптироваться, проявиться, социализироваться. Они предопределяют или способствуют становлению отдельных людей, групп жертвами неблагоприятных условий социализации в зависимости от их возрастного этапа развития. К ним, в частности, относятся такие факторы виктимизации, как:

природные - климат, геопатогенные зоны;

экологические - вредные производства, загрязнение атмосферы транспортом, продуктами труда человека, последствия деятельности человека;

государственные (общественные) - государственный строй, криминогенность, жизненный уровень и др.;

катастрофы - войны, землетрясения, наводнения, стихийные бедствия;

средовые - сверстники асоциальной и антисоциальной направленности, семья “группы риска”, аморальная и мн. др. Человек, группа, не редко несут в себе разрушающий, подавляющий характер (виктимологическую направленность) по отношению к отдельной личности, группе.

Объективные факторы не редко выступают в комплексе и во взаимосвязи с личностными (субъективными). В этом случае их виктимологическое влияние на человека значительно усиливается. Важно уметь выделять субъективную и объективную природу виктимологических факторов, влияющих на человека, с целью их учета в социально-педагогической работе с ним по профилактике и преодолении последствий его виктимизации.

33

Профилактика негативной девиантности школьников

Масштабы распространения подростковой девиантности диктуют необходимость принятия соответствующих превентивных мер.

Задача профилактики - самая актуальная, но трудно разрешимая. В общем плане она сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения, а также минимизация социального вреда, наносимого девиациями обществу. Решение этих задач требует высокого профессионализма специалистов. Процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения осуществляется при помощи различных технологий и форм, выбор которых зависит от особенностей «трудных» подростков, причин возникновения и проявления их поведения, условий и возможностей превентивных воздействий.

Рост девиантного поведения подростков в последние два десятилетия актуализировал внимание государственных органов к этой проблеме. Внимание государства к проблеме выразилось в разработке множества законов, принятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения школьников из неблагополучных семей должна осуществляться через совместную деятельность специалистов образовательных и других учреждений (комплексное сопровождение), направленную на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, социально-приемлемого поведения, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций, в противостоянии влиянию асоциальных и криминальных групп.

Данная деятельность включает в себя раннее выявление факторов риска в социальной ситуации развития конкретного ребёнка, разработку и реализацию индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению или минимизации негативного воздействия на ребёнка, а также разностороннюю помощь специалистов в выводе ребёнка или его семьи из социально-опасного положения.

Девиантное поведение - это закономерная реакция подростка на те условия жизни, в которых он оказался. Поэтому одна из задач борьбы с отклоняющимся поведением как раз и состоит в том, чтобы посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.

На наш взгляд, в первую очередь всесторонняя и социальная помощь должна быть сосредоточена на семье, на совершенствовании семейного и общественного воспитания. Опорой семьи и ребенку должен выступать человек в роли специалиста по социальной работе; именно он призван обеспечивать работу с семьей по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, поиску видов занятости детей в свободное время; оказывать посреднические услуги детям и родителям в получении социальной помощи.

Таким образом, проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур; ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий все го общества.

34

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Сиротство — это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Социально-экономические и нравственные процессы в обществе, происходящие в XX веке во многих странах мира обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. «Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем».

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

умерли;

лишены родительских прав;

ограничены в родительских правах;

признаны безвестно отсутствующими;

недееспособны (ограниченно дееспособными);

отбывают наказание в исправительных колониях;

обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

уклоняются от воспитания детей;

отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др. Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей- сирот.

9

Государственная политика как основа социальной работы

Политика — это сфера деятельности, связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования государственной власти.

В политике выделяются два направления: внутренняя и внешняя. Одной из важнейших составных частей внутренней политики является социальная политика, которая воплощается в социальных программах и практике, регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальная политика — это определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в пределах страны, региона, предприятий.

Главная задача социальной политики государства — гармонизация общественных отношений. Важнейшее ее направление — создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан. Цель государственной социальной политики в отношении инвалидов и пожилых людей — устойчивое повышение уровня и качества их жизни на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов. Обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют около 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

35

Принципы функционирования СППС:

ž приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;

ž личностно-ориентированный подход;

ž гуманистический характер деятельности;

ž доступность;

ž принцип профессионализма;

ž принцип позитивного восприятия личности;

ž принцип взаимодействия ( заключается в целесообразном взаимодействия и сотрудничестве специалистов СППС с другими работниками учреждения образования по разрешению проблем).

ž конфиденциальность.

Основными направлениями деятельности СППС учреждения образования являются: диагностика (исследование, изучение), профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей.

Основные усилия СППС учреждения образования должны быть направлены на обеспечение успешной социализации воспитанников (учащихся, студентов), сохранение и укрепление их здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении, психолого-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения, создание благоприятного климата в учреждении образования и окружении. Вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса — главное в работе СППС.

Работа СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования, должна быть направлена на повышение эффективности его деятельности посредством гармонизации психического развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.

Приоритетными направлениями социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются: в начальной школе — определение готовности к обучению, содействие в адаптации, предупреждение отклонений в развитии и поведении, развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей; в базовой школе — обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, поддержка талантливых школьников; в старших классах школы — это оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности.

10.

Правовые аспекты социально-педагогической работы

В основу деятельности педагога социального положены международные нормативные документы, а также нормативно – правовые документы Республики Беларусь, Министерства образования.Основные нормативно – правовые документы Республики Беларусь: -Конституция Республики Беларусь. -Гражданский кодекс Республики Беларусь. -Жилищный кодекс Республики Беларусь. -Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. -Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. -Уголовный кодекс Республики Беларусь. -Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». -Закон Республики Беларусь «Об образовании». -Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». -Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь». -Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». -Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 г. №73-3. -Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». -Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних». -Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  -Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановлени51 Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».

Документы Министерства образования Республики Беларусь. -Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».  -Постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. № 42/143 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения расходов на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью».  -Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007 г. №30).  -Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 300 «О совершенствовании работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства».  -Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасномположении и нуждающимися в государственной защите». 

36.Гендерные проблемы в контексте социально-педагогической работы Под "гендерным измерением в образовании" мы подразумеваем оценку последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола.Необходимость введения категории "гендерное измерение в образовании" обусловлена следующими факторамиВо-первых, в последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант и болевых точек процессов общественного и личностного развития. Во-вторых, в педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноценного развития личности, общества.Традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархатные стереотипы взаимодействия полов в общественной и приватной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальностей, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений.Осуществлять гендерный подход в образовании детей – это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий "мужского" и "женского" в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола. В-третьих, рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины: "половое воспитание", "полоролевое воспитание", "полоролевая социализация" и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова "пол".

11.

Этика общения социального педагога. Ассертивность

Термин «ассертивность», довольно широко применяемый в зарубежной психологии, происходит от английского assert — утверждать, заявлять, доказывать, отстаивать свои права. Принципы ассертивности — это эмпирические правила поведения в обществе, общения с окружающими. Причем общение это опирается на истинно гуманистические начала, отрицается манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому. Ассертивное поведение позволяет человеку высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, действовать убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, уметь поставить на своем. Можно сказать, что ассертивность — это адекватная оценка обстановки и своего поведения, это путь к самореализации, путь саморазвития.

Сформулируем основные принципы ассертивности, названные десятью заповедями ассертивности [2]. Несмотря на их кажущуюся простоту и очевидность, они охватывают практически все возможные затруднения человека в его общении с другими и в отношении к самому себе.

Итак, каждый человек имеет право:

1. сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и нести ответственность за последствия;

2. не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих свое поведение;

3. сам решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

4. менять свои взгляды;

5. совершать ошибки и отвечать за них;

6. сказать «я не знаю»;

7. не зависеть от доброй воли других людей;

8. поступать нелогично;

9. сказать другому «я тебя не понимаю»;

10. сказать «меня это не волнует».

Умелое и успешное применение этих принципов предполагает использование коммуникативных приемов, которым легко обучить как студентов педагогического вуза — будущих учителей, так и родителей учеников (см. например, [1], [2], [4]). В основе всех приемов — взаимное уважение, доброжелательная настойчивость, вежливая требовательность. Оба собеседника должны вести себя достойно, не унижая ни себя, ни другого. И если один из них намного старше, то правила остаются теми же, но старший (учитель, родитель) неизбежно должен взять на себя большую ответственность, так как его поведение носит и обучающий характер. Разрешая педагогический конфликт, мы одновременно показываем ученику варианты поведения в подобной ситуации, следовательно, закладываем основы его поведения в будущем.

Отметим, что сформулированные правила частично присутствуют в традиционных работах по педагогической коммуникации [3 и др.], но, к сожалению, чаще всего мы встречаем их в работах, посвященных проблемам нарушения взаимодействия старшего поколения с младшим, нарушения поведения у подростков, а также проблемам снятия стресса, вызванного неправильным отношением человека к самому себе и к окружающим. То есть о независимости и достоинстве заботятся уже не педагоги, а врачи-психологи. Так не лучше ли заложить основы правильного и сбалансированного поведения с детства?

Ассертивное поведение в коммуникативном педагогическом процессе — это оптимальный вариант общения учителя с учениками и родителей с детьми, приводящий к формированию самостоятельной и ответственной личности, способной успешно решать проблемы — психологические, образовательные, производственные и др. А это и есть цель современного гуманистического образования.