logo
шпоры Этика

42.Социально-педагогическая работа с безработными, бездомными, беженцами

Безработица- это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. По мнению многих исследователей (Абакумов Н.Н, Брайкер К.Х., Плакся В.И. и др.) главным является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности. Осуществление подготовки подрастающего поколения к созидательному труду, а также комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профессиональной деятельности и сокращению безработицы среди молодежи. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан. У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения, как правило такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелым, помощь в обслуживании больных. Их фиксируют предприятия для которых выполнятся эти работы. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы открываются службы занятости, и несмотря ни продолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органами оказания социальной защиты граждан потерявших работу или ищущих работу.

Бездомность - явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах. Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Выходом из этого положения является работа в двух направлениях:

- с одной стороны, это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей;

- с другой - это комплекс мер, направленных на «вытаскивание» бездомного из низшей социальной страты и обретение им либо регистрации по месту проживания, либо регистрации, ее заменяющей, позволяющей предоставить полный пакет социальной защиты.

Сейчас государственные меры поддержки бездомных ограничиваются, как правило, предоставлением ночлега и материальной помощи. Рассмотренная проблема помощи гражданам без определенного места жительства является актуальной в настоящее время, т.к. рост численности бездомных продолжается. Конечно же, создание домов ночного пребывания не решает всех проблем граждан без определенного места жительства, а многие, переночевав, просто сбегают оттуда. Поэтому к бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с этими людьми, особенно с некоторыми категориями -- опустившимися на самое «дно». От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе. В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Это и обуславливает актуальность социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами. Для более эффективной деятельности миграционной службы по организации защиты и предоставлению помощи беженцам, необходимо учитывать различные потребности разных категорий беженцев - детей, женщин, мужчин, пенсионеров, инвалидов. Так, с целью охраны здоровья женщин и детей осуществляется бесплатный их доступ к основным видам медицинской и социальной помощи. Они прикрепляются к поликлиникам по месту пребывания и получают страховые полисы, работающие женщины обеспечиваются пособиями по беременности и уходу за детьми на общих основаниях. Особой защитой пользуются дети вынужденных переселенцев и беженцев. Потребности детей больше, чем у взрослых, поэтому они должны иметь дополнительные условия. Специалист по социально-медицинской работе как 'посредник' между культурами, должен найти стратегию психологической помощи, при которой бы ослаб или даже совсем исчез барьер 'свои - чужие'. Для этого специалист вынужден вырастить особую посредническую культуру - культуру толерантности, позволяющую мигрантам и людям страны, принявшей мигрантов, понять и принять друг друга, а не воспринимать появление мигрантов как нашествие варваров. Другая культура вынуждает мигранта отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения. Этот процесс называют социокультурной адаптацией. Меняется все: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношений в собственной семье. Самая важная часть изменений - культурные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители с опаской и недоверием принимают приезжих. Невидимые социальные границы изолируют мигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. А ведь этим людям, как никому другому, помимо материальной и социальной помощи, так необходимы человеческая поддержка и участие. В качестве основных показателей успешности социокультурной адаптации мигрантов можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа), участие в социальной и культурной жизни принимающего общества, удовлетворительное психическое состояние и физическое здоровье, адекватность в общении и в межкультурных отношениях.

17.Суть понятий «Скелет в шкафу», «Нога в дверях», «Прямо в лоб», «Открытая дверь» и их интерпретации в социально-педагогической практике

"Скелетами в шкафу"называют реальные жизненные истории, события, которые случились когда-то и были спрятаны от других людей, а иногда и от самого себя. Причин прятать эти истории существует две.

Во-первых, случившаяся история может быть для человека весьма болезненной, травмирующей, драматической.  Во-вторых, саму историю то вспоминать приятно, но обязательно в тайне от всех. Если возникает идея поделиться произошедшим с кем-то другим, то становится страшно и (или) стыдно. Если буквально говорить об этой известной метафоре – «скелет в шкафу» - то важно отметить, что каждый «скелет» когда-то был конкретным человеком, с которым связаны негативные переживания. А «шкаф» - это «уголки» памяти, в которые этот человек помещается, где он сначала превращается в «труп», а затем и в скелет. Другими словами, история не пережита до конца, не принята, не ассимилирована. Что-то в этой истории не сделано, не сказано, не отреагировано, то есть, не закончно. «Скелет» «живет своей жизнью» и может стать «психологической инфекцией», разрушающей человека изнутри. Феномен «нога в дверях» – это тенденция поведения людей, согласившихся вначале на необременительную просьбу и вынужденных потом уступать более серьезным требованиям. Часто этот феномен называют техникой заманивания или тактикой малых уступок. Особенно успешно этот феномен используется в торговле, в сфере обслуживания, в управлении. Классические эксперименты Д. Фридмана и С. Фрезера были проведены в 1960-х годах. Их целью стала проверка предположения о том, что если некто согласился выполнить небольшую просьбу, повышается вероятность того, что он уступит и в случае более значительной просьбы.

Техника «прямо В Лоб» — техника усиления уступчивости. Начинается с просьбы о большом одолжении, на которое наверняка будет получен отказ, а затем предлагается выполнить более скромную просьбу.

Прием «Открытая дверь» Вы должны быть хладнокровны и выдержанны. Здесь поможет техника «дверного проема»: представьте, что вы – открытая дверь, в ней пусто, ничто не задерживается. А потому придирки и критика не должны производить на вас ни малейшего впечатления.