logo
шпоры Этика

23. Социально-педагогическая работа в группах асоциальной ориентации. «Уличный» социальный педагог.

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту им от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются основной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть и тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть и предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Уличный социальный педагог – совершенно новая профессия в нашем городе. Она не лишена риска, и справиться с задачей может далеко не каждый. Напомню, что он должен уметь не просто вести разговор с детьми, которым улица часто заменяет и родной дом, и школу, но и стать для них другом, к которому дети относились бы с полным доверием. Это важно.

На городских улицах, площадях, во дворах микрорайонов, в местах, где чаще всего можно встретить праздно шатающихся подростков, появились эти люди новой профессии – социальные педагоги подростковых клубов. Им, конечно же, не хватает опыта, но они вступают в контакт с детьми, постепенно становятся своими среди дворовой детворы. Они умеют слушать. Более того, они помогают подростку понять бесперспективность бесцельного бродяжничества, рассказывают ему о том, какие существуют возможности для того, чтобы вновь вернуться к нормальной жизни.

От первого контакта к регулярному общению – основная методическая установка для уличного социального работника. В этом случае – подростковые клубы – мощный и эффективный инструмент, противостоящий распространению правонарушений, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. И опять скажу, что это очень важно, если учесть, что правонарушения, безнадзорность и наркомания характерны, в первую очередь, для ребят из малообеспеченных и социально незащищенных семей. Однако практика показала, что ребята из семей, не относящиеся к группе риска, так же сталкиваются с теми же проблемами: одиночество, неразделенная любовь, сложные взаимоотношения с родителями и сверстниками. Другими словами, деятельность уличных социальных педагогов многогранна и осуществляется по нескольким приоритетным направлениям.