logo search
4_DO_ZO_Ist_Muz_Sotsialno-kulturnaya_antropolog

Функциональная школа. Бронислав Малиновский

Изучал проблемы первобытной экономики, теории культуры, обычного права, религии, науки, этики, семейной жизни, систем родства и особенностей психологии.

Основным предметом изучения этнографии считал культуру. Рассматривал культуру как биологическое явление. Выделял 2 причины биологического понимания культуры :

1) гносеологическая причина — традиционное общество рассматривалось Малиновским как естественная адаптивная система. Такое понимание традиционного общества является единственным путем его познания. сами члены этих систем не могут объяснить смысл своих обычаев, поведения и культуры вообще.

2) онтологическая причина — культура изначально основана на биологическом факторе, т.е. на удовлетворении простейших биологических животных потребностей. На основе этих потребностей создается вторичная культура или производная среда — и все это вместе формирует культуру.

Малиновский различал : а) основные базовые потребности; б) производные потребности, порождаемые самим существованием культуры. Социальные институты являются средствами для удовлетворения 2 уровня (производных потребностей). Совокупность социальных институтов образует общественную систему. Все социальные институты обладают естественной автономией и все в то же время между собой взаимосвязаны и координированы. Каждый социальный институт выполняет определенную функцию. Малиновский считал, что именно эти функции надо изучать — отсюда и название течения — функционализм.

Малиновский активно задействовал в этнографии понятие “традиции”.

Альфред Радклиф-Браун (1881-1955) последователь Малиновского)

Один из создателей науки “социальная антропология” — теоретическая дисциплина, формирующая на базе сравнительного изучения примитивных человеческих сообществ как целостных систем.

Стал одним из первых инициаторов применения системного подхода в этнографии, этнологии и антропологии. Радклиф-Браун всю предметную область антропологии разделил на 3 части : человеческую биологию (соматическая антропология), доисторическую антропологию (археология), социальную антропологию (изучение культур и языков народов, которые находятся на дописьменной стадии развития). В свою очередь социальная антропология делиться на : а) этнологию — конкретное историческое изучение отдельных народов — пользуется историческим методом; б) собственно социальную антропологию — исследование общих законов социального и культурного развития, основана на сравнительно-социологическом методе.

В отличие от Малиновского, который считал главной связью — связь функциональную, связи биологических потребностей и социальных институтов. Для Радклиф-Брауна на первом месте стояла сама система институтов, структура общества. Эта структура мыслилась как аналог каркаса механической конструкции — отсюда название структурализм.

К 1960-м гг. в британской социальной антропологической традиции наметился весьма серьёзный кризис. Стала очевидной потребность перенести исследования на качественно иной уровень, что было невозможно в рамках господствующего в то время структурно-функционального подхода, сосредоточенного на институциональной, в основном – политико-юридической сфере жизни общества и пренебрегающего, таким образом, разнообразием и богатством эмпирики. Норвежский антрополог Фредрик Барт писал: «…Поначалу антропологам казалось, что в нашей дисциплине начался подъём и что к нам в руки попал мощный аналитический инструмент. Но одновременно с этим продолжались всеобъемлющие и детальные полевые исследования подобные исследованиям Б.Малиновского, что создавало творческую неудовлетворенность и даже напряженность из-за несоответствия наблюдаемого антропологами в полевых условиях и сравнительно ограниченным и устоявшимся набором трофеев, которые можно было поймать в грубые структурно-функционалистские сети» (Одна дисциплина, четыре пути. Воспоминания Ф.Барта и др. С.34).

Ф.Барт и его коллеги разработали «генеративный метод», который давал возможность примирить богатство полевых материалов со строгостью теоретического обощения. Барт предложил изучать не статистические этнографические явления, а связанные с ними процессы (в англоязычной традиции такой подход получил название «transactionalism»).

Научные убеждения Ф.Барта формировались в период 60-70-х гг. 20 века, пополнившие социальную антропологию такими именами как Э.Геллнер, К.Гирц, Т.Асад, внесшими свой вклад в теорию этничности. В эти же годы Э.петерс, ученик Э.Эванса-притчарда, работавший в ливийской Киренаике – на том же полевом материале, что и его учитель, - публикует статьи, направленно критикующие структурно-функциональный подход. Тот факт, что мишенью для критики молодого ученого стал не просто учитель, а сам Э.Эванс-притчард, один из авторитетнейших британских антропологов того времени, возглавлявший кафедру социальной антропологии Оксфордского университета, сделал это научное выступление революционным.