logo search
УМК, Методология политической науки

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Ниже приведена небольшая подборка ключевых понятий и терминов обсуждаемой темы. С помощью различных справочных изданий дополните данный категориальный список, расширьте его количественный состав, попытайтесь составить структурно-логическую схему содержания данной темы.

Выборка, гипотеза, инструментарий, категории политического анализа, качественные методы, количественные методы, концептуальный подход, междисциплинарные методы, общенаучные методы, метод, методология, отчет, процедура, прикладное исследование, программа, процедура, рабочий план, специальные методы политической науки, сбор данных, эмпирическое исследование.

2. Сделайте обзор работы С. Райса «Количественные методы в социальных науках».

3. Когда и почему избирается разведывательное, описательное, аналитическое или комплексное исследование?

4. Охарактеризуйте основные особенности качественного исследования: сосуществование множественных субъективных реальностей; взаимодействие исследователя с исследуемой реальностью; включенность исследователя, ценностная окрашенность исследования; неформальный, контекстно-специфический язык; индуктивные умозаключения; «чувствительность» методов к контексту.

5. Охарактеризуйте методологические принципы количественных методов: признание существования объективного мира; независимость изучаемой реальности от исследователя; исключение субъективности, беспристрастность исследователя; формальный, свободный от контекста язык; дедуктивные обобщения; выявление причинно-следственных связей.

6. Дайте типологию основных математических средств, применяемых в прикладных политических исследованиях.

7. Законспектируйте следующие понятия: анализ временных рядов, количественные (формализованные) методы в политическом анализе, теория измерений, шкалирование, индексы, использование статистических методов в прикладном политологическом анализ, корреляционный, регрессионный, факторный, кластер-анализ, контент-анализ, меры вариации и рассеяния, пакет Statistica, SPSS / PC+, средние показатели вариационного ряда, статистическое прогнозирование, элементарные приемы обработки информации. Попытайтесь сделать структурно-логическую схему из них.

8. Изучите следующий фрагмент текста (Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997), при необходимости обратитесь ко всему тексту, дайте развернутый комментарий приведенной ниже таблице.

«Когда мы говорим о наблюдении в исследовании, мы имеем в виду процесс использования измерительного инструмента в целях приписывания значений некоторой характеристики или свойcтва рассматриваемого явления тем объектам, которые подвергаются изучению. Иными словами, наблюдение означает использование инструмента для измерения свойства или поведения. Это очень важный момент. Он поясняет роль операционализации и измерения в процессе исследования. Мы никогда не можем реально сравнивать понятия, хотя наши теории, а зачастую и проблемы, будут сформулированы в терминах понятий. Мы сравниваем показатели понятий. В приведенном выше примере мы не можем сравнивать рост растений на двух полях. Мы можем сравнивать лишь данные, считанные с мерной ленты измерения, полученные с помощью показателя, который, как мы решили, представляет наше понятие.

Это означает, что наши сравнения могут быть точны лишь в той степени, в которой выбранные показатели отражают понятие, для измерения которого они предназначены. Если мы неправильно операционализировали наши понятия, отношение между показателями может неверно отражать отношение между понятиями, которые они должны представлять. В результате любые выводы, которые мы получаем исходя из понятий или теории, частью которой эти понятия являются, оказываются ошибочными.

Рис. 3.1. Операционализация: отношения между понятием, переменной и измерением

Рис.3.1 иллюстрирует эту ситуацию. Теория устанавливает отношение между двумя абстрактными понятиями. Гипотеза предсказывает наличие отношения между двумя эмпирически наблюдаемыми переменными, которые мы сводим к измеряемым показателям, а наши наблюдения выявляют отношение (или отсутствие отношения) между двумя множествами значений этих показателей. Совершенно ясно, что мы можем сделать некоторые выводы о действительности на основе теоретических отношений лишь в том случае, если переменные хорошо соответствуют понятиям и показатели хорошо соответствуют переменным. Операционализация почти неизбежно приводит к некоторому упрощению или частичной утрате смысла, поскольку показатели редко передают все, что мы вкладываем в понятие. И хотя нам почти всегда приходится мириться с частичной утратой смысла, необходимо проводить операционализацию так, чтобы минимизировать этот недостаток. Нужно подыскивать такие показатели, которые передают возможно большую часть содержания понятий или отдельные его аспекты настолько точно, насколько это возможно».