logo search
Семейная психология / shipitsyna_psikhologia_det_vor

2.2. Поведение привязанности

Поведение привязанности Д. Боулби (2003) определя­ет как поведение, результатом которого становится дости­жение или сохранение близости с другим — определенным предпочитаемым человеком. Поведение привязанности особенно ярко проявляется в детском возрасте, но оно необходимо для выживания и здорового функциониро­вания на протяжении всей жизни. Поведение привязан­ности включает в себя стремление находиться рядом, следовать за человеком, просить его о помощи и т. д. С возрастом степень проявления таких чувств уменьшает­ся, но они способны снова обостряться во времена стрессовых ситуаций, болезни или страха. Поведение привязаннос­ти у младенцев или маленьких детей развивается под воздей­ствием определенных условий, таких как появление чего-то не­знакомого, голод, усталость и страх.

Негативные эмоции, которые испытывает ребенок, исчезают при непосредственной близости предмета его привязанности, осо­бенно при позитивном общении с ним, таком как прикосновения, объятия. В присутствии дорогого ему человека ребенок не будет стремиться демонстрировать поведение привя­занности, а будет изучать окружающий его мир. Пове­дение привязанности, по мнению Д. Боулби, связано с одной из наиболее вероятных его функций — это защи­та от страха. Поиск младенцем защитной близости и кон­такта со взрослым резко активизируется в ситуациях опасности, тревоги или разного рода дискомфорта (боли, холода и т. д.): здесь взрослый становится источником успокоения и чувства защищенности, наличие которого позволяет ребенку активно осваивать полный новизны и разнообразия окружающий мир.

Теория Боулби раскрывает привязанность к матери одновременно и как определенное активное поведение Ребенка, и как эмоциональную связь с ней. Тяжелые стра­дания малыша, разлученного с матерью, объясняются, по мнению Д. Боулби, активированным состоянием его внутренней системы регуляции поведения привязанно­сти и отсутствием привычных стимулов, прекращающих ее действие (контакт с матерью). В этих условиях у ре­бенка возникает состояние острой дезадаптации, когда угнетаются все другие формы поведения; в результате даже при самом хорошем уходе со стороны чужих для ребенка лиц он теряет интерес к окружающему, плохо ест и спит, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает. Концепция привязанности позволяет объяснить чрезвычайно требовательное поведение малы­шей (в отношении присутствия матери), которое неред­ко воспринимается недостаточно опытными родителями как каприз и результат неправильного воспитания, ког­да ребенка просто «приучили цепляться за мать».

У людей поведение привязанности существует не толь­ко для того, чтобы удовлетворять физические потребнос­ти. Эти межличностные связи создают возможности для социального и интеллектуального развития. Наши при­вязанности связывают нас с другими людьми и помогают развить чувство самосознания и личности. Мы определя­ем самих себя как сыновей, дочерей, отцов и матерей, се­стер и братьев, мужей и жен, друзей и т. д.

Поведение родителя или человека, заботящегося о ребенке, является дополнительным к поведению привя­занности. Роль воспитателя — быть внимательным и спо­собным ответить на просьбу ребенка. Д. Боулби отмеча­ет четкую зависимость между детскими впечатлениями человека и его способностью строить отношения с людь­ми и воспитывать собственных детей. Дети, чьи родите­ли заботились о них, вырастают уверенными, умеющи­ми доверять другим, способными помочь людьми. И против, дети, родители которых не уделяли им достаточного внимания, становятся очень беспокойными и нервными. Пережитые в детстве отвержение и уни­жение со стороны родителей, непостоянное нахождение с родителями (периоды раздельного проживания), уст­рашения (типа «Я не буду тебя любить»), используемые как метод контроля, запугивания оставлением ребенка родителем, используемые для воспитания, устрашения уходом, самоубийством или убийством другого родите­ля, внушенное ребенку чувство ответственности за бо­лезнь или смерть родителя, могут привести к возникно­вению у ребенка беспокойной привязанности. Это, в свою очередь, сформирует у него низкий порог демонстрации поведения привязанности (плач, стремление постоянно находиться рядом с кем-то). Такая модель поведения будет перенесена во взрослую жизнь и выразится в силь­ной бессознательной потребности в любви и поддержке. Ее продолжением могут стать попытки самоубийства, самоистязание, анорексия, ипохондрия.

Другой стиль поведения, который может выработать­ся, — это принудительная самоуверенность. Вместо того чтобы, переживая стрессовую ситуацию, искать любви и заботы, ребенок или взрослый, опасаясь невнимания или непонимания, стремится избежать дальнейших болезнен­ных ощущений, а поэтому скрывает свои чувства, надеясь только на себя. Избирательный характер проявлений при­вязанности младенца недвусмысленно показывает, что он явно предпочитает тех лиц, которые не просто ухаживают за ним, но вступают с ним в активное и эмоциональное вза­имодействие — привлекают внимание, ласково разговари­вают, улыбаются, играют. В качестве главных факторов формирования привязанности ребенка к матери, согласно Д. Боулби, выступают, во-первых, чуткость ее реагиро­вания на подаваемые ребенком сигналы, во-вторых, часто­та и длительность реального взаимодействия с младенцем. В свете теории привязанности многие специфические феномены детского развития в младенческом и раннем возрасте получили удовлетворительное объяснение. Это касается, например, непонятной прихотливой избира­тельности отношений младенца с основными и второсте­пенными лицами привязанности, или «странной» (на взгляд многих родителей) потребности маленьких детей постоянно иметь с собой какой-то предмет (обычно мяг­кую игрушку), или то усиливающейся, то ослабевающей боязни незнакомых людей и т.д.