Эволюционизм
Эволюционизм —научное направление в европейской и североамериканской научной мысли, это течение способствовало выделению этнографии и этнологии в самостоятельную науку.
Основная идея— идея эволюции. Исследователи отталкивались от идеи эволюции в других науках : конец 18 в. — в астрономии Кант и Лаплас предложили концепцию возникновения миров из туманностей; в геологии — Чарльз Лайолл — концепция изменения земной поверхности под воздействием нагревания, выветривания, вымывания и вулканической деятельности.; в биологии — концепции Ламарка и Бора об эволюции живых организмов, построение классификации живых организмов по мере усложнения живых организмов; Кондорсе, Фергюссон и Гердер давали линию эволюции от возникновения космических систем до возникновения нации. Развитию эволюционистского направления в науке вообще способствовали открытия археологов : 30-е гг. 19 века — Буше де Перт (француз) нашел орудия, к обработке которых приложил руку древний человек — рубила, наконечник стрелы и т.п. В 1836 году на основе изучения музейных коллекций немец Христиан Юргенсон Томсон предложил выделить каменный, бронзовый и железный века.
Эволюционисты рассматривают свою науку как область естествознания, прежде всего — биологии, соответственно, переносили в этнологию законы эволюции в биологии. На том этапе, на заре эволюционизма под эволюцией понималось совокупность постепенных количественных изменений.
Э.Б.Тайлор (1832 — 1917)
Считал, что поведение человека определяется комплексом законов, отличных от биологических, но эти законы действуют так же, как физические, химические и биологические законы.
Тайлор выделил законы развития человеческого общества :
а) общее сходство природы и человека,
б) общее сходство обстоятельств жизни (условий существования).
Результат действия законов, по мнению Тайлора, проявляется в том, что человечество едино и культура человечества единообразна на сходных ступенях развития отдельных обществ. Ступени — стадии развития человеческого общества.
Тайлор понимал, что нужно изучать не только общее в культуре различных народов, но и особенное, элементы, отличающие отдельно взятое общество от других. Считал что культура человечества и едина, и многообразна одновременно
Работа “Первобытное общество” — о происхождении религии (1-я развернутая теория происхождения религии). Вся религия формировалась на основе анимизма — Тайлор различает современный и первобытный анимизм. Первобытный анимизм Тайлор понимает как первобытный минимум религии. Анимистическая концепция Тайлора стала очень популярна и положила конец господству мифологической школе в этнологии.
Льюис Генри Морган (1818 — 1881)
Изучал быт ирокезов, защищал их права, был принят в племя Сенек.
Наиболее важный и известный — труд “Древнее общество”
Морган видел в родоплеменной организации основу общества. На сонове сравнительного изучения быта ряда народов (индейцы, древние греки, древние европейцы) выделил род как первооснову всего общества. Всю историю человечества предложил рассматривать как историю 2-х стадий : 1) общество основанное на родовой системе и 2) общество основанное на политической системе, которая в свою очередь опирается на институт собственности. Отталкивался о идей Мак-Леннона и Бахофена о материнском счете родства и считал, что первоначальная форма человеческой организации — материнский род.
Предложил концепцию происхождения семьи. Выделил 5 стадий развития семьи и 1 предстадию : 1 — промискуитет, 2 — кровнородственная семья, 3 — пунолуальная семья, 4 — парная семья (на ранних стадиях формирования не предполагалось совместного ведения хозяйства), 5 — патриархальная семья (характеризуется исключительной властью главы семьи, такая семья объединяет несколько семейных пар), 6 — современная моногамная семья.
Морган уточнил и дополнил периодизацию развития общества (по Фергюссону — 3 стадии — дикость, варварство и цивилизация). Морган предложил разделить дикость и варварство на высшее и низшее. Критериями выделения этих стадий и подстадий предложил считать : для стадии дикости — изобретение огня, лука и стрел, для стадии варварства — изобретение гончарства, обработка дерева и т.п. — эта периодизация используется до сих пор.
- Социально-культурная антропология
- Содержание
- Вводная часть.
- Структура антропологической науки.
- Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века
- Мифологическая школа
- Эволюционизм
- Диффузионизм
- Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
- Функциональная школа. Бронислав Малиновский
- Структурное направление.
- Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
- Методы антропологических исследований
- Экономические системы.
- Родство. Системы родства.
- Социализация.
- Политическая организация и социальный контроль.
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- Литература Основная
- Дополнительная