7 Вопрос. Профессиональный статус социального работника в Республике Беларусь, его базовые характеристики.
Становление новой модели социальной защиты предполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены, готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения. Социальная работа как профессиональная деятельность получила свое развитие в РБ начиная с 1991 года, когда был сделан первый набор на специальность «социальная работа» в Институте современных знаний (негосударственный ВУЗ). Затем в 1992 году произвели набор на схожую специальность в БГУ культуры и искусства. 1993 год – БГПУ имени Максима Танка, 1996 год – филиал Московского государственного социального университета (сейчас Российский государственный социальный университет (РГСУ), 1999 год – Кафедра социальной работы ФУСТ БГУ, 2004 – кафедра реабилитологии ГИУСТ БГУ. Эти ВУЗы, кроме института современных знаний, являются доминирующими в подготовке специалистов сферы социальной работы. Мы работаем по образовательному стандарту, принятому в 2008 году (по инициативе ГИУСТ). В соответствии с ним выделяют 3 основных направления в системе подготовки кадров: 1. Социо-медико-психологическая деятельность (ГИУСТ), 2. Социально-педагогическая деятельность (БГПУ), 3. Социально-культурная деятельность (БГУ культуры и искусств).
За последние годы в этих и других учебных заведениях по очной и заочной формам обучения выпущено довольно большое количество специалистов по социальной работе с высшим образованием, значительная часть которых работает в государственных и негосударственных структурах системы социальной защиты. Анализ показывает, что выпускники вузов получают достаточно широкую профессиональную подготовку в области социальных, психологических, политических, экономических, управленческих знаний, форм и методов социальной диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, различных видов реадаптации.
Вместе с тем система профессиональной подготовки кадров в области социальной работы в нашей стране испытывает определенные трудности. Во-первых, это проблемы, характерные для всего высшего образования на данном этапе развития общества. Во-вторых, подготовка в вузах специалистов по социальной работе еще не имеет сложившихся собственных традиций. Начиная с нуля, ее организаторы часто переносят опыт и недостатки, имеющиеся в подготовке кадров по другим специальностям, не учитывают того, что подготовка специалистов для социальной работы требует новой полной развернутой структуры процесса подготовки — от изучения социального заказа до программ индивидуального целенаправленного обучения будущих работников в вузе, а также их совершенствования в процессе непрерывного образования.
Актуальной является задача подготовки кадров для управленческого уровня социальной сферы. Административно-управленческая деятельность в социальной сфере — это самостоятельное направление в системе подготовки управленческих кадров. Работники управленческого звена должны быть и профильными специалистами и, особенно, умелыми организаторами социальной защиты населения. В качестве основных областей здесь можно выделить административное управление, планирование, организационную деятельность, разработку и оценку социальных программ и программ социальных услуг. А это требует глубоких знаний как в области теории менеджмента, так и всесторонней компетенции в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
Важной становится задача специализации в социальной работе, формирования узких специалистов, ориентированных на работу с конкретной группой населения, профессионалов, специализирующихся на работе и решении проблем отдельного клиента, группы клиентов (семья, женщины, дети, молодежь, старики и т.д.).
Развитию социального образования в республике способствовали бы фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области теории и практики социальной работы, внедрение инновационных форм образования социальных работников. Перспективной признается ВАЖНО многоуровневая система социального образования, в организации которой используется модульный принцип. Обучающийся, в силу сложившихся обстоятельств, может освоить необходимое количество образовательных программ, модулей единого образовательного процесса не «в один присест», а разновременно и последовательно, набирая необходимые «блоки». ВАЖНО. Достижением считается открытие магистратуры по специальности.
Перспективными представляются методики использования видеоматериалов — от иллюстрации отдельных положений лекции, записи ее фрагмента на кассете до специально созданных видеофильмов или целых лекционных видеокурсов.
Развитие дистанционных, т.е. осуществляемых на расстоянии, форм обучения также представляется сегодня объективной необходимостью. По мере улучшения материальной базы и совершенствования системы коммуникаций, с одной стороны, и разработки вузами специального методического инструментария, с другой, расширяются такие виды обучения, которые основаны на применении компьютерной передачи информации, использовании электронных учебников, взаимодействии с преподавателем на расстоянии в режиме реального времени.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
Как известно, существует ряд профессий, где необходимость профессионального отбора очевидна. К числу таких профессий относится и профессия социального работника.
Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Выделяют следующие профессионально важные качества:
— Профессиональная компетентность как профессионально важное качество социального работника. Имеется в виду высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессиональнозна-чимых проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.
— Доброта, желание помочь, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Эти качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам.
— Высокая коммуникабельность, социальная смелость, инициативность, способность влиять на позиции и убеждения клиента, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.
— Бескорыстие, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.
— Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается. Такие свойства присущи людям, обладающим нервно-психической выносливостью.
— Отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других.
Каждое из этих профессионально важных качеств не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложный комплекс психологических характеристик. Значимость каждой из них может быть также различной, но все они для профессиональной социальной работы весьма важны. Среди этих качеств есть те, которые развиваются и компенсируются, есть качества, которые могут развиваться, но не могут быть компенсированы. Поэтому при подборе социальных работников все эти характеристики, особенности следует учитывать.
Кроме профессионально важных качеств рассматриваются и качества, недопустимые для социального работника. Это профессиональная некомпетентность, это отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие, брезгливость, неприязнь к больным, злость, зависть, агрессивность, хамство. Недопустимыми качествами для социального работника являются безответственность, отсутствие чувства долга, нечестность, меркантильность, корыстность, стяжательство, карьеризм, использование должностного положения в личных целях, бездуховность, аморальность, несоблюдение основных христианских заповедей. И еше профессионально недопустимые качества — это грубость, неумение разрешать конфликтные ситуации, авторитарность, формализм, болтливость и т.д.
Ряд качеств, касающихся личного здоровья человека, могут мешать социальной работе. Недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость — тоже недопустимы для социального работника. Они являются показателями низкой толерантности к нервно-психическому напряжению. Недопустимые качества практически являются противоположностью профессионально важным качествам.
Профессионально важные качества социального работника связаны с той конкретной ролью, которую он осуществляет, и уровнями его деятельности. Одно дело — социальный работник управленческого уровня, различных органов, комитетов, ассоциаций, и другое дело — социальный работник, который работает с семьей, оказывает медико-социальную, психолого-педагогическую помощь матери и ребенку. Поэтому, когда мы говорим о профессионально важных качествах и о подборе кадров для социальных служб, надо иметь в виду и конкретную сторону их деятельности.
- Теория социальной работы
- 1 Вопрос. Теоретические концепции и модели социальной работы
- 2 Вопрос. Эволюция взглядов на социальную работу: от благотворительности до профессиональной деятельности.
- 3 Вопрос. Современное понимание, закономерности и принципы социальной работы, основные требования к ее качеству.
- 4 Вопрос. Универсальный характер социальной работы, важность взаимодействия ее с другими науками и учебными дисциплинами.
- Аналитико-информационная (сбор и анализ информации об отдельном клиенте, о состоянии дел конкретных регионов (социально-демографического, медико-социального, криминального и другого характера)
- 7 Вопрос. Профессиональный статус социального работника в Республике Беларусь, его базовые характеристики.
- 8 Вопрос. Специфика и социально-нравственная ценность участия в социальной работе общественных объединений и отдельных личностей.
- 9 Вопрос. Система социальной защиты населения Республики Беларусь, основные Государственные программы по совершенствованию социальной защиты разных категорий населения.
- Содержательные направления деятельности Министерства труда и социальной защиты как главного субъекта управления.
- Социальное обеспечение;
- Социальную поддержку (помощь). Социальное страхование
- Социальное обеспечение и его виды. Особенности социального обслуживания.
- Пособия
- Социальное обслуживание
- Виды социального обслуживания:
- 13 Вопрос. Адресная социальная помощь. Виды и показатели, дающие право на её получение. Социальная помощь: ее виды. Адресная социальная помощь.
- 14 Вопрос. Проблема стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы. Уровни и эталоны социальных стандартов.
- 16 Вопрос. Задачи, функции и особенности деятельности Фонда социальной защиты Республики Беларусь.
- Основные задачи и функции Фонда:
- Средства Фонда образуются за счет:
- Средства Фонда направляются на:
- 17 Вопрос. Технологии социальной работы. Структура и содержание технологического процесса социальной работы.
- 19 Вопрос. Методы и технологии социальной профилактики, повышение эффективности их использования.
- 20 Вопрос. Технологические особенности социальной адаптации и социальной терапии в работе с различными категориями населения.
- 21 Вопрос. Цели, виды и содержание социальной реабилитации как одного из факторов оптимизации жизнедеятельности человека.
- 23 Вопрос. Основные задачи, методы и технологии деятельности социально-педагогических и психологических служб (сппс) в учреждениях образования.