logo search
УМК, Методология политической науки

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Опишите особенности концептуальной, информационной, математической, компьютерной модели.

2. Качественные методы политического прогнозирования: общая характеристика, основные особенности.

3. Приведите основные способы диагностики партий и вариантов их политического участия в избирательных кампаниях.

4. Прогнозирование и моделирование блоковых стратегий партий и движений на выборах.

5. Методы исследования политических ресурсов правительства (должностного лица) и оппозиции накануне выборов.

6. Прогнозирование и планирование избирательной кампании, составление плана-сценария.

7. Прогнозирование и моделирование протестного участия в выборах.

8. Диагностика избирательного округа (региона): основные направления.

9. Сценарий как гипотетическое описание причинно обусловленной последовательности событий (этапов трансформации системы).

10. Экспертная оценка как суждения высококвалифицированных специалистов, выраженные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенные для использования при принятии решений.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации но итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Краткий словарь

основных и терминов по тематике курса3

Политический анализ

Выбор темы обычно определяется ее актуальностью – полезностью, необходимостью для общества, значимостью результатов проводимых исследований. Актуальным является такое исследование, которое своими выводами и результатами помогает решать существенные, важные для современности проблемы независимо от того, какой теме оно посвящено и в какой области общественных наук оно выполнено.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основа, предположение) – система умозаключений, при помощи которой на основе ряда известных фактов делается вывод о существовании объектов, связей или причин явления. Чтобы стать достоверным знанием, гипотетический вывод требует проверки. Гипотеза – важнейший инструмент анализа, так как она направляет процесс социального исследования, подчиняя его внутренней логике. Гипотеза указывает и на то, какие данные требуются для ее проверки.

Выбор методов определяется задачами исследования, спецификой социального объекта, интерпретацией понятий и содержанием гипотез.

Задачи исследования – конкретные действия, предпринимаемые исследователем для достижения цели. Например, анализ возникновения и развития процесса, породившего проблемную ситуацию. В зависимости от цели – теоретической или практической – формулируются теоретические или практические задачи. Цель и задачи диктуют разведывательный, описательный, аналитический или комплексный характер исследования.

Интерпретация понятий – точное, всестороннее объяснение содержания и структуры понятий, связанных предметом исследования и проблемой. На основе логического анализа понятий выясняется соотношение элементов и свойств изучаемого явления или процесса, позволяющее определить его состояние. Общая схема интерпретации понятий выглядит следующим образом: 1)определение всех составляющих понятия; 2) развертывание и объяснение содержания каждого составляющего понятия; 3) нахождение общего в данных понятиях; 4) формулирование вывода-дефиниции исходного понятия.

Исследование – научный процесс выработки новых знаний, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Исследование – целостная система обоснованных действий, основанная на методологии как единстве теории и практики.

Историография – научный анализ совокупности исследований по изучаемой проблеме и отдельным ее аспектам. Анализ литературы по теме должен привести к выводу, что именно данная тема либо 1) еще не раскрыта; либо 2) раскрыта лишь частично; либо 3) раскрыта не в том аспекте; либо 4) выводы и оценки по данной теме недостаточны или устарели, поэтому избранная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Источники информации в социальном исследовании – все документы, в которых содержатся сведения об объективных фактах, служащих исходным материалом любого социального исследования. Исследователь социальных, процессов имеет дело с большими группами разнообразных источников – от результатов производственной деятельности человека до письменных документов и произведений искусства. Отбор источников зависит от целей и задач исследования. В источнике непосредственно содержится так называемое источниковое знание, т. е. явная информация – например, в статистических документах можно проследить динамику занятости в определенном регионе. На основе же скрытой информации, содержащейся в источниках, формируется внеисточниковое знание, извлекаемое с помощью умелой постановки новых вопросов источнику. Например, рост безработицы, отраженный в статистике, может представить скрытую информацию о росте социальной напряженности в обществе.

Объект исследования – процесс или явление, породившее проблемную ситуацию и избираемый для изучения.

Объяснение (интерпретация) социальных фактов – этан научного исследования, при котором раскрывается сущность изучаемого объекта, явления, процесса, устанавливаются законы их возникновения, функционирования и развития. В итоге интерпретации возникают выводы и научные понятия, отражающие социальную действительность. Объяснение превращает объективные социальные факты в факты научные. Но именно объяснение вносит в социальное познание субъективный элемент, без которого оно невозможно. Включая научно-социальный факт в систему научных представлений, исследователь придает ему определенный смысл, который отражает взгляды (философские, научно-теоретические, общенаучные и т. д.) исследователя. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же социальный факт может получать разное объяснение и, следовательно, приобретать разное значение. Истинным будет только то объяснение, которое наиболее адекватно отразит объективное содержание соответствующих социальных фактов. Смена одной интерпретации другой в процессе развития социального познания, как правило, означает более глубокое прочтение объективных социальных фактов.

Описание социальных фактов – этап научного исследования, состоящий в фиксировании установленных фактов с помощью определенного научного языка. Задача описания – как можно более точно и полно воспроизвести события социальной действительности, чтобы создать условия для их теоретического объяснения. Его основная функция - констатация и точное определение социальных фактов.

Оценка социальных фактов – выражение отношения исследователя к различным явлениям социальной действительности и поступкам людей с точки зрения их нравственного одобрения или осуждения. В основе оценки лежит познание социального значения поступков. Оценка есть элемент описания и средство осмысления ценностных устремлений субъектов социальной реальности, которое выражает их реальные потребности и интересы.

Предмет исследования находится в границах исследования и, как правило, берется теми сторонами и свойствами, которые наиболее важны для решения проблемы.

Проблема – сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения. В науке проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. В обществе проблема – это внутреннее противоречие между должным и сущим, имеющееся в определенном социальном явлении или процессе. Научные проблемы связаны, как правило, с развитием познания и теоретическим объяснением социальной жизни общества. Социальные проблемы являются предметом практических исследований, которые ориентированы на выработку рекомендаций по их решению.

Системный анализ объекта используется для сложных объектов исследования и представляет собой разделение объекта на отдельные элементы и установления между ними взаимосвязи, чтобы они образовали некоторое целостное единство. Системный анализ объекта позволяет систематизировать уже имеющееся знание об объекте и прояснить дальнейший путь поисков нового знания.

Социальный факт – основа всякого социального знания. Различают объективный социальный факт – некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания, – и научный факт - отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. его описание посредством некоторого естественного или искусственного языка. Научные факты служат основой теоретических построений.

Цель исследования означает результат, который предполагается достичь с помощью исследования, – например, построение или выявление причин какой-либо проблемы и разработка рекомендаций по ее решению.