logo search
Психологический журнал / 2001 / Психологический журнал за 2001 г

2. Лапшова Ольга Анатольевна. "Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент- анализа и психосемантики", (научный руководитель - канд. Психол. Наук в.А. Цепцов ) .

В работе впервые осуществлен сравнительный анализ психологического содержания текста методами интент- анализа (экспертная группа) и психосемантики ("наивные" испытуемые). Проведено сопоставление экспертных оценок относительно выявления интенциональной структуры текста и оценок аудитории. Выделен набор интенций-антонимов, построены интенциональный семантический дифференциал и частные семантические пространства политических представлений на материале анализа интенциональных категорий. Показано, что психосемантическим методом в большей степени выявляются неосознаваемые намерения личности (к ним будут относиться связи между шкалами, основания категоризации объектов). В исследовании было установлено, что текст структурируется в сознании субъекта по общей интенциональной направленности отдельных его отрывков. Поэтому при восприятии текста и аналоге его психологического содержания субъект объединяет отдельные фрагменты текста в факторы, исходя из их интенциональной тональности, окрашенности.

Практическое значение исследования определяется возможностью использования результатов при разработке спецкурсов по психологии пропаганды, политических конфликтов, политической рекламы.

стр. 112

II МЕЖДУНАРОДНЫЙ "КРУГЛЫЙ СТОЛ". "ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РОССИЙСКИХ (ПОСТСОВЕТСКИХ) МИГРАНТОВ И БЕЖЕНЦЕВ"

Автор: Б. Н. Узыханова

13 апреля 2001 г. в Гербовом зале Государственной Думы РФ состоялся II международный круглый стол "проблемы культурной и психологической социализации детей российских (постсоветских) мигрантов и беженцев".

Для участия в работе круглого стола были приглашены представители международных организаций, федеральных органов государственной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры, фондов, общественных организаций, средств массовой информации.

Круглый стол проводился в рамках программы практической социальной и психологической помощи детям из семей мигрантов и беженцев "Российская диаспора: интеграция", созданной в 2000 году на базе Института психологии РАН. Программа "Российская диаспора: интеграция" направлена на поддержку интегративных тенденций между страной и ее диаспорами, а также на проведение специальных мероприятий по поддержке детей из семей российских мигрантов, попавших в сложные обстоятельства из-за межэтнических конфликтов на территории России и за ее пределами.

Основная цель программы - создание условий для постепенной и целенаправленной интеграции детей мигрантов и беженцев в регионах их нового проживания. Задача программы - органичное включение нового поколения выходцев из мигрантов во все сферы жизнедеятельности общества, обеспечение их востребованности, использование опыта социальной мобильности и разрешения своих жизненных проблем в условиях приближенных к критическим.

Организаторами круглого стола выступили Комитет по делам национальностей Государственной Думы и Институт психологии РАН.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились: зам. Председателя Государственной Думы В.П. Лукин, зам. директора Института психологи РАН А Л. Журавлев, а со вступительным словом - депутат Государственной Думы РФ, зам. Председателя Комитета по делам национальностей С.К. Смирнова и ст. научный сотрудник Института психологии РАН, исполнительный директор программы "Российская диаспора: интеграция" О.И. Маховская.

Вопросы, предложенные для обсуждения: российская политика в отношении мигрантов; новые концепции, проблемы, данные о социализации детей бывших советских граждан в условиях резких социальных перемен; этнические факторы социализации подростков; семья как основной институт социализации; перспективы социализации мигрантов: традиционные подходы и новые практические программы для молодежи; организации, работающие с молодыми мигрантами и переселенцами; общие и специфические проблемы социализации детей в различных регионах; работа с одаренными детьми из диаспор; этнопсихотерапия с российскими мигрантами и беженцами.

Заседание круглого стола открыла ведущий специалист в отечественной этнической и кросс-культурной психологии доктор психологических наук, зав. сектором Института антропологии и этнологии РАН Н.М. Лебедева. Основная тема ее выступления - культурная и психологическая адаптации российских мигрантов, возвращающихся из ближнего зарубежья в Россию. Она рассказала о негативных феноменах аккультурации русских в республиках бывшего Советского Союза, в частности в республиках Прибалтики. Ею было предложено организовать психологическую службу по адаптации детей и сохранению их позитивной этнической идентичности.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, председатель Комиссии ГД по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи В. А. Лекарева в своем выступлении остановилась на негативных явлениях - современных спутниках детства - детском порнобизнесе, торговле детьми, жестком насилии над детьми, беспризорности и сиротстве. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи предложил создать Институт уполномоченного по правам ребенка, т.е. такого государственного органа, который бы обладал правами контроля и нес ответственность за состояние детства в России. Второй серьезной рекомендацией было создание единой концепции

стр. 113

противодействия наркомании, защиты законных интересов и прав детей. А. В. Федоров - президент политических программ Совета по внешней оборонной политике, отметил негативные тенденции в молодежной среде: рост числа наркоманов, "омоложение" наркомании, переход от легких наркотиков к тяжелым. Он подчеркнул необходимость федеральной системы антинаркотической пропаганды. Таким образом, проблема социализации детей и подростков из среды миграции связывалась депутатами с общими проблемами социализации молодежи.

В дальнейшем логика круглого стола следовала региональному принципу: исследователи рассказывали о положении дел в различных районах России, ближнем и дальнем зарубежье. По степени разработанности, безусловно, на первое место выступила тема адаптации детей бывших советских граждан, эмигрировавших в страны Европы. Н.С. Хрусталева - доктор психол. наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского госуниверситета, руководит его филиалом в Германии и занимается подготовкой психологов для русскоязычной эмиграции. Говоря о различных тактиках и стратегиях поведения психолога в эмиграции, она уделила особое внимание вопросам создания в странах эмиграции центров психологической поддержки, изданию культурного ассимилятора - "библии" для эмигрантов, в котором бы рассматривались тысячи конфликтных ситуаций и способы поведения в них. Для снижения уровня ожиданий потенциальных эмигрантов ею предложено организовать общепсихологических центр между странами, который бы проводил телемосты между теми, кто находится в эмиграции, и теми, кто собирается покинуть родину.

Е.Ф. Иванова, доктор психол. наук, зав. кафедрой общей психологии Харьковского национального университета, доложила о ситуации формирования этнической идентичности на Украине, отметив, что этнолингвистическая идентичность складывается по-разному, в зависимости от исторически сформированных регионов: западная центральная, южная и восточная. Докладчик остановилась на роли психолога в формировании у детей толерантности к людям разных национальностей, к использованию ими разных языков. Она предложила ввести психологическую экспертизу учебников, рекомендуемых министерствами просвещения разных стран, чтобы представлять себе, какой образ другого формируют эти учебники.

О.И. Маховская описала положение детей российских эмигрантов во Франции, стране, где российская эмиграция имеет давнюю историю. Ею были перечислены основные институты социализации детей (церковно-приходские школы,

школа при посольстве РФ, спортивно-патриотические клубы), а также дана их оценка с точки зрения психологической адекватности стратегиям аккультурации. Отмечено, что основная нагрузка по психологической и культурной адаптации переносится на семью, в российском варианте - на мать. В целом система социализации детей за рубежом требует дополнения из России: летними и зимними школами, выездным кабинетом психолога и логопеда.

Далее комплекс проблем коснулся внутренних мигрантов.

В.В. Гриценко, кандидат психол. наук, и.о. зав. кафедры психологии Балашовского филиала Саратовского пединститута, рассказала о таких проблемах вынужденных переселенцев и беженцев, компактно проживающих в Поволжском экономическом регионе - Саратовской области, как: нужда в материальной и информационной, психологической помощи, организации социально- психологических тренингов для детей переселенцев, тренингов по культурной адаптации. Прежде всего она отметила, что Саратовская область лидирует как по общему количеству беженцев, так и по насыщенности размещения их на этой территории. Исследования Гриценко направлены на изучение культурных, психологических особенностей, личностного потенциала вынужденных мигрантов.

Результаты крупномасштабного международного исследования были доложены ст. научными сотрудниками Института психологии РАН М.И. Воловиковой и Т.Б. Рязановой. Предметом исследования были закономерности и факторы формирования этнической и религиозной идентичности у подростков различных регионов, в том числе - Москвы и Смоленска. Показано более раннее формирование этнической идентичности в провинции, а в качестве существенного фактора формирования идентичности - участие в ритуальных событиях своего народа, в праздниках.

Существенное место в обсуждениях заняла тема семьи и ее роли в социализации детей мигрантов.

А. В. Махнач, кандидат психол. наук, ст. научный сотрудник Института психологии РАН, Президент Московского Центра психотерапии, выдвинул конкретные предложения: создать реестр, справочник, в которых должны быть перечислены организации, оказывающие различные виды помощи мигрантам; создать программу обучения специалистов, ориентированных на работу с мигрантами; создать координирующую организацию в Москве, при которой бы существовал телефон доверия.

Н.Г. Рахмаил, психолог Харьковского межрегионального Центра планирования семьи и реп-

стр. 114

редукции человека, в своем выступлении остановилась на особенностях работы практического психолога с азербайджанской диаспорой, проживающей на Украине.

Е.В. Гурова, член правления общества семейных консультантов и психотерапевтов Москвы, заметила, что нынешнее поколение расплачивается за ту государственную миграционную и национальную политику, которая была проведена три поколения назад, и остановилась на таких важных понятиях, как "генетическая память", "государственная вина", отметив готовность большого количества высокопрофессиональных психологов и психотерапевтов к сотрудничеству по разным программам. Одна из проблем - как новые информационные технологии (Интернет-ресурсы, различные виды телекоммуникации) могут быть использованы для оптимизации процессов социализации детей в новых культурных ареалах, с учетом их рассредоточенности по всему земному шару.

А.В. Беляева, кандидат филолог, наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, Центр телекоммуникации, - рассказала о большой работе, которая была проведена ее сотрудниками по внедрению информационных технологий для гуманитарных и научно- практических психологических исследований. Она подчеркнула необходимость осознания нового стандарта - об использовании современных информационных технологий при планировании любых социальных федеральных программ, в том числе, связанных с проблемами детей мигрантов.

Б.Н. Узыханова, кандидат психол. наук, научный сотрудник Института психологии РАН, доложила об истории международного телекоммуникационного проекта "Пятое Измерение" (сценарий взаимодействия внутри этой культурной среды, психологические принципы и критерии оценки познавательного и коммуникативного развития детей, включенных в новую культурную среду в рамках детского компьютерного клуба), опыт которого можно использовать при решении проблем социализации детей российских мигрантов и беженцев.

Т.В. Шонохова - зам. начальника отдела методик и разработки миграционных программ и проектов Департамента миграции Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ - в своем выступлении дала определение понятиям "мигрант", "беженец" и "вынужденный переселенец" и остановилась на видах помощи в зависимости от статуса мигранта в рамках Программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев": адресная материальная помощью семьям с детьми; социально- психологическая помощь; культурная адаптация детей вынужденных переселенцев. Докладчик подчеркнула необходимость координации усилий Форума переселенческих организаций и территориальных органов для того, чтобы более эффективно организовать помощь детям, а также подбор психологов на тендерной и договорной основе. Было отмечено, что разработана новая Федеральная миграционная программа на 2002-2004 гг. и концепция миграционной политики, которая должна охватить все виды миграций.

Э.И. Коман, представитель Правительства Москвы, рассказал о системе учебно-образовательных учреждения с этно-культурным компонентом образования в Москве и области (от детских садов до культурно-образовательных центров - более 60-ти учреждений).

Большой интерес вызвали выступления представителей переселенческих организаций из регионов, практических психологов, работающих на местах.

А.В. Захватов, президент Ассоциации вынужденных переселенцев в г. Суздале, остановился на трудностях и проблемах русских граждан - элиты из бывшей союзной республики Таджикистан. Значительную часть своего выступления он посвятил трудностям адаптации детей, к которым отнес: тяжелые переживания, связанные с гибелью, ранениями, увечьями, полученными их близкими в горячих точках; с потерей жилья, имущества; глубокое разочарование от несовпадения ожиданий в период их нахождения в горячей точке и тем, что они сейчас имеют; разрыв первичных связей с друзьями, близкими, соседями; низкий уровень культуры сельских жителей российской провинции; неприспособленность городских семей мигрантов к условиям сельской жизни; недостаток полноценного питания; страх детей за здоровье родителей; перемену климата; осознание детьми ненужности их семьи для России; негативное отношение русских к приезжим, особенно к лицам нерусской национальности.

В связи с этим Захватов выдвинул ряд предложений:

- расширение финансирования программ практической социальной и психологической помощи детям семей мигрантов, в частности увеличение финансирования государственной программы "Дети беженцев и вынужденных переселенцев";

- продолжение финансирования специальных научных исследований проблем социальной и психологической адаптации детей мигрантов;

- совершенствование законов по проблеме вынужденной миграции;

- Институту психологии РАН - создание www-сайта, где были бы размещены результаты научных и практических работ, которые окажут помощь в работе с детьми мигрантов;

стр. 115

- Институту психологии РАН - провести серию семинаров по подготовке психологов-консультантов для работы в переселенческих организациях и территориальных органах ФМС.

Е.А. Михель, руководитель Центра социально- психологической адаптации детей мигрантов "Росток" в г. Калуге, отметила значительный рост востребованности психологов и необходимость государственных программ поддержки Центров психологической и социальной помощи детям вынужденных переселенцев и беженцев. Она также остановилась на конкретных результатах исследования, проведенных с детьми переселенцев и беженцев.

О.А. Лунина, психолог Белгородской региональной общественной организации переселенцев "Вера", одним из актуальнейших направлений работы считает медико- психологическую реабилитацию детей вынужденных переселенцев и беженцев. Ею отмечена острая необходимость в профессиональной и информационной поддержке психологов.

Л.В. Пичужкина, психолог Ассоциации беженцев и переселенцев "Светоч" г. Пензы, отметила, как мало уделяется внимания проблемам мигрантов и их детей в глубинке, в регионах России.

Представитель некоммерческого партнерства "Человек и информационное общество" М.В. Шааб подчеркнула, что одним из результатов многолетней работы Правительства Москвы с этнической средой является создание московского Дома национальностей, который сконцентрировал не только общественные организации, этнические объединения, культурно-национальные автономии, но и привлек специалистов, профессионалов, научную среду, сформировал широкую сеть партнерского взаимодействия. Сейчас планируется поставить работу с соотечественниками, проживающими за рубежом, на базу информационных технологий.

А.Н. Файзуллина - зав. отделом детских изданий Ярославского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Соотечественники" - рассказала об опыте работы фонда с детьми переселенцев.

П.В. Карпов - заместитель директора Института учебника "Пайдея" г. Москва - подчеркнул особую важность образования и рассказал о проекте, который позволил впервые собрать детей разных культурных слоев и систем образования в летней школе в пригороде Подмосковья (дети из Ханты-Мансийска, московские школьники и ребята из Франции). В результате такого опыта восстанавливается русский язык и позитивная этническая идентичность детей, живущих за пределами России, а также проектируется их будущее и будущее их образования, в частности.

Д.В. Ушаков - кандидат психол. наук, ст. научный сотрудник Института психологии РАН, руководитель Российского отделения "Евроталант", консультативного органа при Совете Европы - остановился на конкретных программах работы с одаренными детьми среди мигрантов: идентификации и выявления среди одаренных детей потенциальных лидеров; включения этих детей в систему образования, в первую очередь высшего; возможности организовать хорошую работу и продолжения работы для этих детей.

О.Г. Почекина, член правления форума переселенческих организаций, предложила создать программу государственной поддержки одаренных детей из числа вынужденных переселенцев и внести это предложение в рекомендации круглого стола. В.П. Тарасова, зам. руководителя аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками в ГД РФ, подчеркнула необходимость совместных усилий правительственных организаций (Комитет по делам национальностей ГД РФ, Совет соотечественников, Совет переселенческих организаций) и региональных общественных организаций для решения проблем детей переселенцев.

Элоиза Сюч - руководитель программы по мигрантам благотворительной организации "Кари-тас" в г. Москве - остановилась на истории существования международной организации "Каритас" в России, конкретных мероприятиях, проведенных ею в рамках программы по миграции, и объявила о готовности к совместным усилиям в этом направлении. А.В. Докучаева - зав. отделом диаспор в Институте стран СНГ - представила регистрирующуюся организацию переселенцев из Казахстана "Смиречье", рассказала о возможности публикаций материалов по переселенцам в издательском доме "Провинция", который имеет газеты в 30-ти регионах России и о создающемся сайте в Интернете, который будет содержать необходимую информацию для мигрантов (работа, жилье и т.д.).

С.К. Смирнова подвела итог работы круглого стола, представила проект его рекомендаций. Она еще раз подчеркнула, что национальная политика должна проводиться так, чтобы люди разных национальностей чувствовали себя комфортно, уютно и востребованными на той земле, где они живут; что необходимо объединяться законодательным, исполнительным и общественным организациям.

Участники круглого стола подчеркнули необходимость совместных, последовательных, научно-обоснованных мероприятий по постепенной социализации детей, подростков и молодежи из среды российских мигрантов и беженцев.

Б. Н. Узыханова, канд. психол. наук. ИП РАН, Москва

стр. 116

VII СИМПОЗИУМ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ, АКМЕ И СЧАСТЬЯ"

Автор: Г. А. Вайзер

24-25 апреля в Москве в Психологическим институте РАО состоялся VII симпозиум "Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья"*. В его работе приняли участие более 80 представителей из Москва, Московской области, Киева, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Ульяновска, Таганрога.

Во вступительном слове В.Э. Чудновский отметил все возрастающий интерес ученых и практиков к проблемам смысла жизни, акме, счастья, а также широкий размах экспериментальных исследований и заинтересованность различных научных направлений в общепсихологической теории.

Значительная часть докладов была посвящена теоретическому осмыслению поставленных проблем, соотношению категорий смысла жизни, акме и счастья. В обобщающем докладе "О субъектном акме человека и факторах, его определяющих" А.А. Бодалев подчеркнул, что каждый человек есть одновременно сложный живой организм (по терминологии Б.Г. Ананьева - индивид), личность и субъект-деятель, проявляющий себя в игре, учении и в самых разных видах труда. Совокупная характеристика человека как субъекта более сложна, чем характеристика его просто как личности. Субъектная ипостась человека проявляется и формируется прежде всего - и главным образом - в самых разных видах деятельности, которые по- разному инициируют активность основных систем организма человека. Поэтому достижение человеком своего субъектного акме в определенных видах деятельности, которыми ему приходится заниматься, в каждом случае, помимо общих, будут иметь и свои специфические особенности.

Анализируя факторы, обеспечивающие достижения подлинных творцов качественно нового, Бодалев выделяет у этой категории лиц их высокие личностные качества, способности (не только общие, но и специальные), а также мощный постоянный энергетический потенциал организма. Докладчик показал, что все великие люди, приумножившие результатами своей деятельности материальные и духовные ценности, были поистине несравненными тружениками и активнейшими деятелями-творцами, а деяния этих людей почти всегда соответствовали их мировоззрению и самосознанию.

Н.Л. Карпова (Москва) считает, что понятие "акме" применимо не только к определению зрелости в развитии человека, но и коллектива, социального явления, института. В ее докладе "Смысл жизни и акме в процессе социореабилитации" были изложены итоги семилетнего исследования динамики смысложизненных проблем у пациентов и их родственников в процессе семейной логопсихотерапии. Результативность процесса социореабилитации позволила сделать вывод, что методика групповой семейной логотерапии, рассматриваемая как особая методологическая стратегия, ориентированная на многоаспектное, междисциплинарное познание процесса восстановления нарушений речевой коммуникации у заикающихся пациентов в его множественной причинной обусловленности, находится сейчас в состоянии своего акме.

Методологические проблемы смысла жизни были подняты в докладе В.И. Панова (Москва) "Проблемы смысла жизни с точки зрения принципа процессуальной анизотропности". Докладчиком раскрыто содержание понятий "структурная анизотропность" и "процессуальная анизотропность". Обоснована возможность и целесообразность использования принципа процессуальной анизотропности для изучения вопросов становления смысла жизни человека и выявления причин различных нарушений в этом процессе.

В докладе А.В. Суворова (Москва) предпринята попытка проанализировать поэзию А.В. Твардовского для выявления содержания понятия "счастье". Докладчик считает, что счастье - это посильность, разрешимость проблем, преодолимость трудностей, когда человек становится хозяином своей судьбы, опираясь на поддержку других людей. А.В. Суворов выстраивает логическую цепочку: чтобы быть счастливым (т.е. иметь поддержку), надо быть должным, нужным другим (в этом - смысл жизни) и постоянно находиться на пределе своих нравственных, интеллектуальных, эстетических, физических и духовных возможностей (т.е. на уровне акме).

* Симпозиум прошел в рамках конкурсной программы "Феномены "смысл жизни" и "акме": сущность, характер их соотношения в процессе жизни человека (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты)". Проект (N 00-06-00255а) поддержан РГНФ.

стр. 117

Вопрос о праве на счастье как основном праве в бытии каждого человека рассматривается в докладе Е.Д. Яхнина (Москва) "Счастье homo, счастье sapiens, счастье socialis". Докладчик включает в понятие смысла жизни человека его устремленность к счастью и описывает классификацию проявлений, видов счастья. Счастье homo определяется физиологическим комфортным состоянием человека. Наука, искусство, любое творчество - все, связанное с интеллектуальной деятельностью, при достижении результата приводит к состоянию счастью sapiens. Счастью socialis становится возможным после того, как человек выделит в качестве главного смысла жизнь для общества. Осознание же человечеством своего единства на планете Земля как сообщества землян является важным условием возникновения счастья социума.

Л.Б. Волынская (Москва) в докладе "Акме, смысл жизни и счастье как цель, восхождение к ней и награда" показывает, что смыслом жизни человека можно считать стремление к акме, понимаемое не как результат, достижение вершины, а как процесс восхождений к ней, сопровождаемый ощущением счастья. Счастье имеет эмоциональную и когнитивную составляющие. Оно включает в себя поиски, нахождение и пересмотр смысла жизни на разных ее этапах и фактически невозможно без болезней роста и умения пройти через них.

Необходимость содержательного и системно-структурного анализа феноменов идентичности и смысла жизни обосновывалась в докладе О.В. Дашкевича (Москва) "Смысл жизни и проблема личностной идентичности". Докладчик обратил внимание на существенное сходство ряда особенностей обоих феноменов (субстанциональность, отнесенность к высшим уровням интеграции и саморегуляции), выделил общие содержательные и психодинамические характеристики (связь с самосознанием, сходство переживаний и ряд других). И смысл жизни, и идентичность личности подвержены общим внешним и внутренним деформирующим факторам, что указывает на их общий генезис. По мнению Дашкевича, смысл жизни как психологическое образование является ведущим фактором становления идентичной личности.

Е.А. Петрова (Москва) в докладе "Счастье, смысл жизни и имидж человека" возражает тем психологам, которые усматривают в процессе регуляции манипулятивность впечатлениями. Ситуативно произведенное впечатление вызывает переживание удовлетворенности, а достижение необходимого имиджа в целом делает человека счастливым. Опыт коррекционной работы с людьми, неудовлетворенными своими имиджевыми характеристиками, показывает, что формирование адекватного целям жизни субъекта имиджа, в котором непротиворечиво сочетается самораскрытие и самопрезентация образа Я, приводит к изменению мироощущения в сторону большей позитивности, делает человека увереннее в себе. Предметом психологического изучения, по мнению докладчика, должен стать вклад в феноменологию счастья меры адекватности-неадекватности имиджа: 1) образу Я, 2) социальной роли субъекта общения, 3) ситуации общения, 4) смыслу жизни.

В теоретическом докладе Д.Б. Богоявленской (Москва) "Смысл жизни и творчество" проблемы смысла жизни рассматривались в контексте проблем поддержания не просто существования человека, а реализации его родовой сущности и расширения ее границ. По мнению докладчика, при рассмотрении взаимосвязи смысла жизни и творчества следует выявлять не только роль творчества и его место в структуре смыслообразования, а исходить из того, что само творчество определяется наличным смыслом жизни: чем более человек забывает о себе, тем более он реализуется как личность.

Е.Е. Вахромов (Москва) в докладе "Самоактуализация в контексте жизненного пути человека" рассматривает индивидуальный смысл как прижизненное приобретение человека, анализирует этапы его становления. Докладчик показал возможность описания первых этапов в рамках теории самоактуализации и подчеркнул роль акмеологического подхода, который позволяет применительно к жизненному пути в целом находить не ситуационно обусловленные частные смыслы, а то общее, что связывает воедино всю предшествующую жизненную мозаику и способствует нахождению "сквозного смысла".

Своеобразным откликом на проблему значимости малых смыслов для человека, поставленную и развиваемую на предыдущих симпозиумах В.Э. Чудновским, стал доклад И.В. Калинина (Ульяновск) "К проблеме малых смыслов в психологии", полагающего, что смыслы малых интенсивностей обладают широким спектром действий, не только блокируя в целом ряде случаев конструктивность поведения человека, а наоборот, всячески ей содействуя. По мнению докладчика, смыслы малых интенсивностей являются теми "смысловыми лучами", которые фокусируются в ходе жизнедеятельности человека и влияют на становление ценностных и смысловых структур. Калинин сформулировал ряд актуальных вопросов "смысловой оптики" и показал, что поиск ответов возможен при условии объединения психологов и специалистов из сферы сопредельных и несопредельных с психологией наук.

В докладе А.Л. Киселева (Москва) "О поисках жизненного смысла относительно научных идей XX века" показано, что поиски жизненных смыс-

стр. 118

лов рубежа второго и третьего тысячелетия неизбежно опираются на ведущие идеи таких ученых XX столетия, как А. Эйнштейн, В. Вернадский и др. Докладчик отметил плодотворность этих поисков, которые реализуются на путях синтеза религиозно-философского, научного и художественного познания. На симпозиуме выступил B.C. Крикоров (Москва), который на основе фундаментальных обобщений современной науки создал "теорию единого поля" и осуществил расшифровку физического смысла чисел в мифологическо-религиозном наследии человечества.

Обоснование важности и в то же время сложности реализации междисциплинарного подхода в изучении смысла жизни содержались в докладе Д.А. Леонтъева (Москва) "Смысл жизни и мировоззрение". Автор подробно изложил результаты исследования, в котором стояла задача соотнесения личностных характеристик человека и мировоззрения. Результаты показали, что нет прямой связи между мировоззренческими представлениями о смысле жизни и его реальным влиянием на жизнь.

B.C. Триполъский (Москва) в докладе "Формирование смысложизненных установок в практике культовых организаций" показал: просматриваются общие механизмы самовоздействия личности и воздействия различных культовых организаций (религиозных, политических, социальных) в процессе формирования смысложизненных ориентации. Это воздействие идет по нескольким направлениям: управление информационными потоками, мышлением, эмоциями, жесткий контроль и управление поведением. Культовые организации широко используют психологически коэрсивные (принудительные) методы для рекрутирования членов и изменения их сознания. Докладчик подробно остановился на методах управления мышлением и поведением людей, находящихся под влиянием различных культов.

По уже сложившейся традиции участники симпозиума выступили с докладами, в которых общетеоретические проблемы смысла жизни и акме были "заземлены" в исследованиях, посвященных становлению человека- профессионала. В.Э. Чудновский в докладе "Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентации учителя" проанализировал некоторые особенности ценностно- смыслового отношения к учительской профессии. Ее специфика, в частности, в том, что сегодняшний, сиюминутный результат деятельности, хотя и имеет несомненное значение, но подлинный смысл работы учителя - в ее отдаленных результатах, будущих делах тех, кого он сегодня учит и воспитывает. Поэтому профессия педагога - из наиболее смыслообразующих. Докладчик подчеркнул, что одно из фундаментальных условий повышения значимости педагогической профессии до уровня смысла жизни состоит в том, чтобы найти в профессии нечто близкое своей индивидуальности. Важно приспособить профессию к своей индивидуальности, но вместе с тем и "раскрыть" свою индивидуальность навстречу профессии, как бы оплодотворить, обогатить профессию своеобразием собственной индивидуальности.

В докладе Е.А. Максимовой (Москва) "Смысл жизни и педагогическое творчество" рассмотрены особенности взаимодействия педагогического творчества и смысложизненных ориентации учителей, а вместе с этим - проблемы профессионального здоровья педагога. На основе экспериментальных данных была выявлена закономерность: педагоги-творцы в отличие от нетворческих педагогов живут более насыщенной и радостной жизнью, имеют высокий уровень жизненной удовлетворенности, менее подвержены педагогическим кризисам и сгоранию. Автором предложен треннинг-семинар, направленный на развитие эмоциональной гибкости, повышение уровня педагогической компетентности и мотивации на педагогическую деятельность, что в целом способствует восстановлению профессионального здоровья учителя.

Вопросы этизации и гуманизации сознания и деятельности будущего врача были поставлены в докладе Н.В. Кудрявой и К.В. Зорина (Москва) "Введение в духовную культуру врача. Из опыта работы со студентами- медиками" представивших результаты экспериментального обучения в рамках специальной образовательной программы. По мнению докладчиков, самое главное в духовно- нравственном воспитании будущих врачей -привить им такие ценностные ориентиры и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни они бы руководствовались принципами совести и сострадания. В процессе обучения авторы используют проблемно-проектные семинары, включающие в себя дискуссии, совместные обсуждения видеоматериалов, медико-деонтологических задач на смысл и т.д.

Попытка прояснить психологический портрет российского предпринимателя, образ которого в сознании соотечественников противоречив и размыт, содержалось в сообщении О.Н. Никитиной (Москва) "Ценностно- смысловая сфера личности и стратегии профессионального самоопределения современных российских предпринимателей". Используя метод глубинного интервью, она выяснила: если в начале занятия бизнесом респондентами двигала в основном материальная мотивация, желание вести достойный по их понятиям образ жизни, мотивация престижа, то сейчас в своем положении они ценят прежде всего свободу, независимость в принятии решений, возможность воплощать собственные идеи в жизнь, сам

стр. 119

процесс своей деятельности, получение новой информации. В докладе описаны некоторые стратегии, которыми руководствуются успешные предприниматели в своем бизнесе.

Психолого-педагогические аспекты проблемы смысла жизни в определенной мере освещены в докладах и сообщениях о результатах анкетирования, которое интенсивно использовалось целым рядом исследователей в последние годы. Н.Л. Быкова (Самара) в сообщении "Динамика смысложизненных ориентации людей зрелого возраста" проанализировала трансформации структуры ценностей личности (семья, удовольствие, карьера и другие) в разные периоды жизни человека. Эксперименты показали, что для людей 21-35 лет характерна положительная динамика смысложизненных ориентации на поиск цели в жизни. Что касается возрастной группы 36-49 лет, то почти все смысложизненные ориентации как у мужчин, так и у женщин, имеют отрицательную динамику развития. Быкова предполагает, что эта возрастная группа приняла основной "удар" перестроечной эпохи, характеризуемой сменой жизненных ориентиров общества. В сообщении отмечается, что в условиях социального кризиса эта группа пытается найти опору в духовных ценностях.

Результаты экспериментального исследования, проведенного в целях изучения становления смысла жизни у детей в период школьного обучения, отражены в докладе И.А. Рыбаковой- Дацишиной (Киев) "Смысл жизни как психологическая проблема". В работе использованы методики исследования, адекватные разным возрастным группам. Частично исследование проведено в Интернете. В докладе отмечено: у школьников возникает потребность в помощи со стороны взрослых, направленной на формирование смысла жизни путем проведения социально-психологического треннинга и других методов, адекватных возрасту детей.

О.Г. Дунаева (Москва) в сообщении "Понимание смысла жизни старшеклассниками" обратила внимание на актуальность темы симпозиума, ее связь с возрастающим интересом общества к процессу социализации и адаптации подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. Проведенное ею анкетирование показало значимость проблемы смысла жизни для современной молодежи.

В докладе "Учащиеся старших классов о смысле жизни" З.В. Голышева (Москва) на основе анализа данных анкетирования учащихся 8-11 классов показала необходимость внедрения в практику школьного образования результатов психологических исследований по проблемам формирования у учащихся представлений о смысле жизни. Значимость этой работы обусловлена, с одной стороны, изменением ценностных ориентации в современном обществе, с другой - возросшим формализмом воспитательного процесса в современной школе.

С.Г. Шуман и Л.В. Родина (Москва) посвятили свое выступление "К вопросу о ценностных ориентациях старших школьников" анализу результатов проведенного ими практико-ориентированного исследования. Исходное положение: смысл деятельности и всей жизни человека придают именно ценностные ориентации. Данные эксперимента позволили выделить три группы старшеклассников, различающихся содержанием формируемых ценностных ориентации.

В докладе Г.А. Вайзер (Москва) "Выпускники средней школы о смысле жизни" показано, что учащиеся к моменту завершения школьного обучения достаточно четко дифференцируют широкое понятие смысла жизни и смысл жизни как личностное новообразование, как смысл собственной жизни. Они отмечают значение мыслительной деятельности и переживаний в формировании этих понятий. Анализируя свой жизненный опыт и знания о развитии человечества, выпускники пытаются прояснить причины потери жизненного смысла (расцвет наркомании и алкоголизма в современном обществе, неблагоприятное экономическое положение страны), сопоставляют понятия "жизнь" и "смерть", стремятся понять динамику смысла жизни, выявляют изменения, которые произошли в период их интенсивного взросления. Раскрывая совокупность собственных жизненных смыслов, учащиеся как бы продвигаются по "лестнице жизни", по этапам планируемого жизненного пути, осознавая тот след, который человек должен оставить для человечества. Однако не всегда смысл жизни связан с отдаленными перспективами. Нередко в "лестнице жизни" ясны лишь ее первые ступени, для которых и формируется локальный, малый жизненный смысл.

Роль художественной литературы, значение комплексной работы со словом для становления у школьников представления о смысле жизни, человеческом достоинстве отметила Е.И. Черноземова (Москва) в докладе "Сохранение человеческого достоинства. Современный аспект проблемы глазами школьников". Она подчеркнула, что 2001 год - год 400-летия создания "Гамлета", где Шекспиром ставятся и предлагаются решения проблем из числа вечных: поиска человеком граней между добром и злом, способов борьбы со злом, сохранения человеческого достоинства. В рамках проведения "Года Гамлета" объявлены конкурсы, состоялись лекции-концерты, проведены опросы школьников, помогающие выяснить, является ли Гамлет героем для современного человека, помогает ли его пример в решении возникающих в наше время жизненных проблем.

стр. 120

Отмечая многоаспектность психологических проблем смысла жизни, акме и счастья, участники симпозиума попытались рассмотреть их в русле изучения личности, имеющей физические недостатки. В докладе А.В. Смирнова и Л.И. Лошкина (Екатеринбург) "Физическая инвалидность как особая форма существования личности" сформулирована гипотеза о том, что развитие и существование человека с физической инвалидностью представляет собой особую форму существования, которая может быть обозначена как экзистенция инвалидности, имеющая четыре характеристики. К ним относятся: экзистенциальный страх перед жизнью; консерватизм, изоляционизм и одиночество; пассивность и нежелание менять свой образ жизни; враждебно-агрессивное отношение к обществу. Авторы отмечают, что системообразующим является фактор страха. У большинства инвалидов могла быть иная судьба, если бы в процессе формирования жизненных смыслов они сделали выбор: преодоление страха, активность и открытость вместо бегства, пассивности, враждебности.

А.А. Марков (Санкт-Петербург) в докладе "Проблемы смысла жизни, акме и счастья человека с особыми нуждами" выделяет в качестве центрального звена категорию "смысла жизни", которая отражает некоторую программу жизни для данного человека, определяет его акме и счастье. Однако формирование этой программы человеком с особыми нуждами реализуется в условиях, когда он не может принять, осмыслить и использовать достижения цивилизации в том виде, в каком они представлены для людей, не имеющих этих нужд. Отсюда возникают необходимость специальной организации и адаптации этих достижений адекватно физическому и психическому состоянию человека на данном этапе его развития, становления и реализации жизненных смыслов.

Одно из направлений в работе симпозиума -обсуждение религиозных аспектов проблемы взаимосвязи смысла жизни, акме и счастья. О. Владимир (Архипов) (Пушкино, Московская обл.) в докладе "Взгляд на счастье с христианской точки зрения" обосновал мнение, что бессмысленность жизни - в жизни только для себя. Смыслом жизни и одновременно счастьем является усвоение неоспоримого первенства и главенства духовного интереса в своей жизни. В процессе обсуждения этого доклада центральным был вопрос о связи науки и религии. О. Владимир высказал мнение: важно считать, что они не враги, а понять, что они друзья. В выступлении Г. П. Ермиловой (Москва) "Религиозные и научные аспекты смысла жизни" содержался анализ книги С.Н. Лазарева "Диагностика кармы", где показано, что человечество стоит перед опасностью более серьезной, чем ядерная. Эта опасность - распад духа. В книге представлены уникальные исследования кармических структур, отражена целостность научных и религиозных воззрений на существование и смысл жизни человека.

В заключительной части симпозиума был проведен круглый стол "Смысл жизни, акме и счастье: первоочередные проблемы и пути их решения". В выступлениях обоснована необходимость поиска новых методов для решения поднятых проблем (О.В. Дашкевич), раскрыто понимание роли учителя в формировании смысложизненных ориентации у подрастающего поколения (Е.Д. Яхнин), отмечен возросший уровень взаимной открытости и доверительности учителя и ученика (Е.В. Перепелкина), отражен взгляд на коммуникативный аспект счастья в современном обществе (О.В. Сульчинская).

Участники симпозиума ознакомились с письменными докладами и тезисами С.А. Минюровой (Екатеринбург); Т.А. Бирюковой (Волгоград); П.В. Яньшина (Самара); О.Б. Михайловой (Омск); Ф.Г. Жарковского (Ивановская обл.); В.Н. Лукьяненко, Л.В. Давыдюк (Таганрог), а также с работами ряда ученых и практических психологов, которые не смогли присутствовать на симпозиуме.

По поручению оргкомитета итоги работы симпозиума подвела Н.Л. Карпова, отметившая возросший интерес исследователей и практиков к прикладным проблемам смысла жизни и акме. Учитывая многочисленные пожелания участников симпозиумов, коллектив психологов под руководством В.Э. Чудновского приступает к подготовке учебного пособия для студентов "Смысл жизни, акме и профессиональное становление учителя". Карпова обратила внимание на расширение и углубление работы в данном направлении в ряде регионов страны и подчеркнула важность изучения феноменов "смысл жизни" и "акме" как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях.

Г.А. Вайзер, канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО

стр. 121