1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
стр. 36
мальных, нигде не зарегистрированных знаний. Это слой, в котором осваивается человек в процессе деятельности, в процессе взаимодействия с другими людьми.
Известно, что ремесленник не может объяснить, как он выполняет ту или иную операцию, и просто говорит: смотри и делай, как я. Подобного рода ситуации встречаются и в других профессиях, даже более часто в интеллектуальном труде. Характерный пример - работа переводчика. Если спросить как он ее делает, то окажется, что помимо знания грамматики, словаря, тот должен ориентироваться в контексте, знать в десятки раз больше написанного. Если попросить, например, филолога перевести статью по ядерной физике, или даже по экономике, результат чаще всего будет негативный, потому что у него нет средств интерпретации той реальности, о которой повествует текст. Во многих профессиях существует огромное количество специальных приемов, но часто они не описаны и не присутствуют в качестве объекта рефлексии.
Такими, казалось бы, тривиальными вещами пренебрегала традиционная классическая экономическая теория. Но когда начинается формализация процессов экономической деятельности внутри организации, работа со знаниями оказывается совсем нетривиальной. Выяснилось, что предстоит исследовать целый слой специфической культуры, который характеризуется многими особенностями, причем национальные в этом случае переплетаются с особенностями профессии, масштаба организации и т.д. Саймон одним из первых начал заниматься изучением этого неформального слоя: как он устроен, и в каком отношении находится со слоем формальным.
Работая в качестве научного сотрудника исследовательской группы в Калифорнийском университете (1936-1939 гг., с 1939 по 1942 - руководитель группы), молодой ученый проводил исследования в области муниципального управления. Ему удалось обосновать модель с опорой на разработки, которые можно классифицировать как исследование операций (этот и последующие шаги описаны в лекции с достаточной полнотой).
Уже в 60-80-е гг. XX столетия стали появляться формальные средства для описания этой части знаний (или - "колониальной территории" классической "экономической метрополии", по образному сравнению Саймона). Однако универсальной теории нет до сих пор. Есть общие подходы к проблемам "что такое знание, которое не описывается формально-логическими структурами" и "как это знание сделать настолько формальным, чтобы его можно было ввести в компьютерную программу". Среди множества подходов выделяется основанный на концепции семантических сетей 2 , в разработку которого внес заметный вклад и Саймон. Понятие ролевой структуры в организации, о котором писал Саймон в 1959 г. 3 , было развито впоследствии в концепцию фреймов (Минский).
С появлением мощных компьютеров в середине 70-х возникла и возможность создавать интеллектуальные программы на базе этих идей. Если ситуации описываются структурами наподобие фреймов или семантических сетей (графов), то можно составить правила, позволяющие работать с этими структурами, трансформировать их и т.д. Эти правила есть, на самом деле, правила естественной логики, той, которой пользуется человек, работая в своем естественном окружении. И логика эта отлична от европейской Нового времени, которая основана на исчислении высказываний, что было ее основой со времен Аристотеля. Основная проблематика этой логики - определение правил переноса оценки истинности с одного высказывания на другое. Задача заключается в том, чтобы выяснить, какие формальные операции можно совершить над истинным высказыванием, чтобы истинность его сохранялась.
Естественная же логика основана на совершенно ином восприятии мира. Это в некотором роде "логики причастности", где присутствуют рассуждения типа "нет дыма без огня", "яблоко от яблони недалеко падает", и где в основной набор концепций включены понятия системность, комплексность, синергия и т.д. Перенос истинности в этом случае уже не является определяющей задачей. И тогда возникает вопрос: какая из логик более уместна в принятии экономических решений? До Саймона считалось само собой разумеющимся - первая! Она строга и однозначна, решения легко просчитываются, возможен точный прогноз... Но это на бумаге - в реальной экономической жизни вторая логика как раз более релевантна. И она вовсе не отбрасывает расчетов и моделей, а попросту отводит им более скромное место при принятии решений.
Осмысление явлений начинается прежде всего с онтологических позиций, потому что речь в данном случае идет о трансформации в восприятии мира человеком, и такой подход оказывается
2 Семантические сети изначально использовались для описания естественных языков. Это может быть описано графом с цветными вершинами и цветными ребрами, между вершинами установлены связи и есть набор различных типов связи. Возникает инвариантная структура. Например, в предложении выделяют грамматические элементы: субъект, действие, объект, обстоятельство. Имена субъекта, объекта можно заменять, но структура остается инвариантной.
3 Simon H.A. Theories of Decision-Making in Economics and Behavioral Science / American Economic Review. 1959. Русский перевод: Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С.54-72.
стр. 37
весьма плодотворным для целого спектра вопросов, обсуждаемых в теории фирмы.
Таким образом, теории и наблюдения Саймона о принятии решения в организациях оказываются в полной мере применимыми к системам и технике планирования, формированию бюджета и проведению контроля как в сфере бизнеса, так и в административном управлении. Они служат прекрасной основой для эмпирических исследований. Современные экономические теории бизнеса и исследования процессов управления также в значительной степени базируются на идеях Саймона.
Важное значение для развития теории организации имеет введенная Саймоном в научный обиход концепция процедуры, которая явилась одним из ключевых элементов алгоритмов формализации процессов принятия управленческих решений. Однако процедура годится для краткосрочного периода времени, потому что дальше ситуация просчитывается все сложнее. Начинается то, что Саймон называл ограниченной (или связанной) рациональностью (bounded rationality). Обыкновенный человек имеет ограниченные аналитические способности. Появление и объяснение процедур, согласно Саймону, как раз и сводится к желанию человека (и объективной необходимости) свести к минимуму число всевозможных вариантов комбинаторных задач, возникающих в процессе управления.
С 1949 г. в рамках Технологического института Карнеги была учреждена Высшая школа промышленной администрации. Саймон с сотрудниками поставили перед собой цель - обеспечить образование в сфере бизнеса на основе фундаментальных разработок в области экономики и поведенческой науки (behavioral science). Им удалось в ее осуществлении пойти в ногу со временем, когда на горизонте появились новые методы в науках о менеджменте, а также быстродействующие электронные вычислительные машины. Были выведены правила оптимального решения в условиях определенности, основанные на концепциях семантических сетей (графов), ролевых структур в организации и процедур. Это позволило применять формализованную технику анализа также и в условиях неопределенности с использованием моделей ограниченной рациональности. Но без знаний в области психологии, считал Саймон, кристаллизующихся, в частности, в рамках дисциплины "экономическая психология", оптимальных решений в сфере бизнеса и административного управления достичь невозможно.
В своей научной биографии Саймон с полными основаниями писал: "Моя "политическая активность" в сфере науки, включая перечисленные и все иные инициативы, осуществлялась в соответствии с двумя ведущими принципами: трудиться по "усилению" позиций социальных наук, чтобы они были лучше оснащены необходимыми средствами для решения сложных задач и содействовать тесным связям между учеными-естественниками и гуманитариями, чтобы они могли совместно привносить свои специальные знания и умения в решение многих комплексных вопросов публичной политики, для чего нужна мудрость и первых, и вторых". О том, что сделали первые, написано в некрологе, опубликованном в "Психологическом журнале" (N 3, 2001). Менее известно то, что он сделал для вторых, и приводимая лекция в чем-то заполняет этот пробел.
Выполняя свой завет о необходимости союза между учеными- естественниками и гуманитариями, а также ведущей роли психологии в этом союзе, Саймон уже после получения Нобелевской премии выпустил ряд трудов, закрепивших позиции его междисциплинарного подхода к проблемам экономической жизни и вопросам экономической науки. В их числе "Модели мысли" ("Models of Thought", 1979), "Модели ограниченной рациональности" ("Models of Bounded Rationality". 2 vols., 1983), "Разум в человеческих делах" ("Reason in Human Affairs", 1984).
В 1984 вышел сборник посвященных ему работ "Страсть к познанию" ("A Passion to Know"). Мы видим следы этой страсти и в приводимой лекции, открывшей новые горизонты исследований в области экономической психологии.
Саймон на основании лекции написал обширную статью, в которой привел результаты своих исследований в области, в первую очередь, экономической психологии. Ее перевод публикуется с любезного разрешения Нобелевского комитета, предоставившего право на русскоязычное издание трех томов лекций лауреатов Нобелевской премии по экономическим наукам издательской группе Высшей школы экономики.
И.Е. Задорожнюк, канд. философских наук, редактор отдела "Психологического журнала",
С.М. Пястолов, Высшая школа экономики, ст. преподаватель, Москва
стр. 38
- Содержание. Том 22, номер 6, 2001
- Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы
- "Неклассическая" психология а. Н. Леонтьева и его школы
- 1. Этапы научной биографии а.Н. Леонтьева
- 2. Общепсихологическая концепция а.Н. Леонтьева и ее значение для фундаментальной и прикладной психологии
- Рациональное принятие решений в деловых организациях
- 2 Пейл (the Pale) - часть Ирландии, подвластная Англии; прибегая к данной метафоре, Саймон подчеркивает момент неприятия экономистами-неоклассиками поведенческих теорий. (Прим. Переводчика.)
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи
- 1. Проблема адекватности психологического портрета 1 его реальному прототипу
- 2. Модель двухканальной структуры речевого общения и проблема нейтрализации влияния вербального канала
- 3. Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации
- 4. Психологический портрет как субъективный образ объективных свойств говорящего
- 5. О взаимосвязи портретных характеристик говорящего и невербальных особенностей его речи по оценкам субъекта восприятия
- 6. Психологические портреты известных политиков и деятелей культуры по особенностям их инвертированной речи
- 7. Психологический портрет говорящего по комплексу слуховых и зрительных оценок его невербального поведения
- 8. Индивидуально-типологические особенности субъектов восприятия по критерию эмоциональной импрессивносги (эмоционального слуха - эс)
- Замечания о психофизиологической природе эс и его связи с профессиональной деятельностью субъекта восприятия
- Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая)
- Имплицитные содержания психоаналитического диалога: экспертные возможности компьютерной психолингвистики
- 1 Исследования проводятся при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 00-06-00088а).
- Диагностика музыкальности по электроэнцефалограмме
- 1 Работа выполнена при финансовой поддержке ргнф (проекты n 99-0б-00277а и n 99-06-00134а).
- Нейропсихологическая оценка динамических характеристик асимметрии процессов регуляции психической деятельности у лиц с минимальной мозговой дисфункцией
- Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов
- Психология в трех измерениях (по поводу статьи а.В. Юревича)
- Беседы с жаном пиаже (одиннадцатая)
- 1 Психоаналитиком, у которой Пиаже проходил дидактический анализ, была Сабина Шпильрейн, наша соотечественница, одна из пациенток и впоследствии жена к.Г. Юнга (Прим. Авторов русского перевода).
- Борису андреевичу душкову - 70 лет
- "А. Р. Лурия и психология XXI века" - международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения
- Хроника
- 2. Лапшова Ольга Анатольевна. "Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент- анализа и психосемантики", (научный руководитель - канд. Психол. Наук в.А. Цепцов ) .
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Указатель статей, опубликованных в "психологическом журнале" в 2001г., том 22