Послесловие к лекции
Автор: И. Е. Задорожнюк, С. М. Пястолов
(c) 2001 г.
Настоящей публикацией мы предлагаем вниманию читателя Нобелевскую лекцию Герберта А. Саймона. Мы решили опубликовать этот материал впервые на русском языке не только потому, что в это году исполняется 100 лет со дня учреждения Нобелевской премии, и не только потому, что психологам весьма полезно познакомится с оригинальными работами основателя поведенческой экономической теории. Есть и печальный повод - 9 февраля 2001 г. в возрасте 84 лет Герберт Саймон, профессор университета Карнеги-Меллон, член Национальной Академии Наук США и иностранный член Российской Академии Наук, покинул этот мир, и нам бы хотелось, чтобы эта публикация стала данью памяти великого мэтра.
Герберт Саймон получил Нобелевскую премию по экономическим наукам в 1978 г. "за новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций". Она явилась признанием его заслуг не только экономиста, но также математика и психолога. Фактически это была первая премия, присужденная за работы по экономической психологии - дисциплины, в оформлении современного облика которой он принимал непосредственное участие. Об этом, к примеру, свидетельствует его лидерство по количеству ссылок в первом англоязычном "Учебнике по экономической психологии" ("Handbook of Economic Psychology", 1988), да и в десятках - если не сотнях - других работ по данной относительно новой науке.
Среди русскоязычных монографий можно назвать книгу B.C. Автономова "Модель человека в экономической науке", вышедшую в 1998 г. в серии "Этическая экономия". Это пионерская работа, которая вводит российского читателя в интереснейший мир, где зарождается новое существо - homo oeconomicus - объект и субъект социально- экономического исследования. По мнению автора монографии, Герберт Саймон сделал многое для того, чтобы этот гомункулус хотя бы немного походил на реального человека. С некоторыми статьями Саймона российский читатель мог также ознакомиться, обнаружив их в книжках серии "Вехи экономической мысли" (Экономическая Школа, СПб), "THESIS", "Истоки" (М.: Высшая Школа Экономики). К сожалению, не получила продолжения работа по изданию избранных трудов Нобелевских лауреатов по экономике, начатая под руководством профессора P.M. Нуреева (вышел в свет лишь том с работами Дж. Бьюкенена).
Идеи, высказанные в работах Саймона, стали особенно актуальными в последнее время. Ведь попытки представить экономические задачи, как некое подобие шахматной игры, когда известны возможности противника и ваши собственные, когда жестко заданы также и правила игры, оказались несостоятельными не только в России, но и в других странах. Ряд работ Саймона может создать впечатление, что психологию при этом он просто игнорировал. Но это далеко не так, и прочитать плодотворно его работы по моделированию нельзя, если не знать, что они основаны на углубленном знании о когнитивных процессах; в то же время его психологические представления обязательно опираются на формализованное знание.
Надо сказать, что основным научным интересом Саймона были исследования особенностей человеческого мышления, участие в работе по созданию искусственного интеллекта, начатой еще в Чикагском университете. Поступив в 1933 г. в этот университет, Саймон намеревался стать математиком - правда, в области социальных наук. Затем центр его исследовательских интересов сместился в экономику. Но уже на первых шагах карьеры после университета определилась ключевая роль психологии в русле интереса к принятию решений в организациях.
Сам Нобелевский лауреат позже так объяснял суть своей концепции: "Понятие "удовлетворенность" не играет никакой роли в классической экономической теории, тогда как в психологии, в теории мотивации, оно является одним из самых важных. Согласно большинству психологических теорий, побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений (drives) и исчезает после их удовлетворения. Более того, условия наступления удовлетворенности не являются неизменными, а определяются уровнем устремлений, который может быть выше или ниже в зависимости от жизненного опыта. Если мы хотим объяснить поведение на основе этой теории, мы должны полагать, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли
стр. 35
рынка и определенного уровня продаж. Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации" 1 .
Очевидно, что, вслед за появлением идеи, возник вопрос: каким же образом можно измерить эту "удовлетворенность"? Саймону одному из первых удалось не только выявить роль психологических детерминант в принятии экономических решений, но и "просчитать" их на количественном уровне. При этом надо подчеркнуть парадоксальную особенность его научного поиска: чем в большей степени в проработке экономических проблем он уделял математическим моделям, тем сильнее им ощущалась (и удовлетворялась) потребность в их дополнении (по принципу комплементарности) психологическими разработками. Можно поэтому утверждать, что он создал новые образцы исследовательских междисциплинарных подходов к социально-экономическим проблемам в самом широком смысле - с ведущей ролью психологической составляющей. Об этом и свидетельствует приводимая ниже лекция, прочитанная в Королевской академии наук Швеции: достаточно познакомиться даже с названиями подразделов статьи, написанной на ее основе, а также автохарактеристикой трудов Саймона в ней.
В своем эпохальном труде "Административное поведение" ("Administrative Behavior"), впервые появившемся в 1947 и переведенным к 2001 г. на десятки языков (к сожалению, помимо русского), равно как и в ряде последующих работ, Саймон описывает компанию как адаптивную систему, состоящую из физических, личностных и социальных компонентов, которые объединены сетью взаимопроникающих коммуникаций и поддержкой желания ее участников кооперироваться и трудиться для достижения общих целей. Чтобы сохраняться и развиваться, фирма должна прилагать усилия для удержания равновесия не только по отношению к внешнему окружению, о чем экономисты уже знали, но также и по сохранению внутренних связей между различными компонентами организации. В подобной, естественно, предельно приближенной к реальной жизни фирме трудно найти место принимающему решение лицу (decision- maker) с непогрешимым предвидением, совершенной рациональностью, со стремлением всего лишь к максимизации прибыли в качестве неукоснительной цели. Статус такого лица и ставится под сомнение Саймоном.
Действительно, элементарная теория фирмы, как часть традиционной экономической науки, могла служить всего лишь основой для изучения рыночного поведения в предельно широком плане, не касаясь способа действий какой-либо индивидуальной фирмы с конкретными, "телесными" ее руководителями. Пока такого рода фирма являет собой небольшое по размеру семейное предприятие или патриархально управляемую единицу, которые испытывают жесткую ценовую конкуренцию - ее деятельность остается мало интересной. Но классическая успешная фирма часто предстает в экономической теории... обезличенной, "безлюдной" структурой, ориентированной на успех ради успеха во главе с неким "живым калькулятором".
Саймон отвергает присущие классической теории фирмы утверждения о всезнающем, рациональном и максимизирующем прибыль предпринимателе. Вместо этого он начинает с психологии научения (the psychology of learning) с присущими ей упрощенными правилами выбора и более умеренными требованиями к памяти и способности к подсчету со стороны принимающего решения (decision- maker). Он заменяет предпринимателя классической школы рядом сотрудничающих в процессе принятия решения лиц, способности которых к рациональному действию ограничены отсутствием знания всех последствий принимаемых ими решений, равно как их личными и социальными связями. Так как подобные лица не могут выбрать лучшие альтернативы - что якобы в состоянии делать классический предприниматель, то они ограничиваются альтернативами удовлетворительными. Поэтому отдельные фирмы стремятся не максимизировать прибыль, а найти подходящие решения для снятия остроты проблем. Это означает, что в одно и то же время должна достигаться некая совокупность в чем-то противоположных целей. Каждый принимающий решение в подобной ситуации стремится найти удовлетворяющую линии поведения для собственного набора проблем, принимая во внимание то, как решают свои проблемы и другие.
Существенная мысль, выраженная Саймоном в его трудах, состоит в том, что знания, которыми пользуется человек в своей экономической деятельности, часто бывают недостаточными для того, чтобы все его решения были рациональными. В этом случае человек пользуется правилами и, кроме того, неформальными знаниями. Идея о существовании "молчаливого знания", личностного знания, высказана еще М. Поланьи (Polanyi). Это знание, которым человек обладает, не подозревая об этом. В психологии для такого феномена существует термин "фоновые знания". Действительно, даже для того, чтобы правильно интерпретировать известные человеку (работнику) правила, действующие в организации, он должен обладать еще некоторым количеством нефор-
- Содержание. Том 22, номер 6, 2001
- Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы
- "Неклассическая" психология а. Н. Леонтьева и его школы
- 1. Этапы научной биографии а.Н. Леонтьева
- 2. Общепсихологическая концепция а.Н. Леонтьева и ее значение для фундаментальной и прикладной психологии
- Рациональное принятие решений в деловых организациях
- 2 Пейл (the Pale) - часть Ирландии, подвластная Англии; прибегая к данной метафоре, Саймон подчеркивает момент неприятия экономистами-неоклассиками поведенческих теорий. (Прим. Переводчика.)
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи
- 1. Проблема адекватности психологического портрета 1 его реальному прототипу
- 2. Модель двухканальной структуры речевого общения и проблема нейтрализации влияния вербального канала
- 3. Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации
- 4. Психологический портрет как субъективный образ объективных свойств говорящего
- 5. О взаимосвязи портретных характеристик говорящего и невербальных особенностей его речи по оценкам субъекта восприятия
- 6. Психологические портреты известных политиков и деятелей культуры по особенностям их инвертированной речи
- 7. Психологический портрет говорящего по комплексу слуховых и зрительных оценок его невербального поведения
- 8. Индивидуально-типологические особенности субъектов восприятия по критерию эмоциональной импрессивносги (эмоционального слуха - эс)
- Замечания о психофизиологической природе эс и его связи с профессиональной деятельностью субъекта восприятия
- Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая)
- Имплицитные содержания психоаналитического диалога: экспертные возможности компьютерной психолингвистики
- 1 Исследования проводятся при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 00-06-00088а).
- Диагностика музыкальности по электроэнцефалограмме
- 1 Работа выполнена при финансовой поддержке ргнф (проекты n 99-0б-00277а и n 99-06-00134а).
- Нейропсихологическая оценка динамических характеристик асимметрии процессов регуляции психической деятельности у лиц с минимальной мозговой дисфункцией
- Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов
- Психология в трех измерениях (по поводу статьи а.В. Юревича)
- Беседы с жаном пиаже (одиннадцатая)
- 1 Психоаналитиком, у которой Пиаже проходил дидактический анализ, была Сабина Шпильрейн, наша соотечественница, одна из пациенток и впоследствии жена к.Г. Юнга (Прим. Авторов русского перевода).
- Борису андреевичу душкову - 70 лет
- "А. Р. Лурия и психология XXI века" - международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения
- Хроника
- 2. Лапшова Ольга Анатольевна. "Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент- анализа и психосемантики", (научный руководитель - канд. Психол. Наук в.А. Цепцов ) .
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Указатель статей, опубликованных в "психологическом журнале" в 2001г., том 22