Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
Автор: А. В. Махнач, А. И. Лактионова
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ИНТЕГРАЦИИ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА*
В издательстве "Питер" вышел "Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста", в котором впервые отечественные авторы попытались объединить знания из смежных областей: психологии, психиатрии и психотерапии. Существующая между ними взаимосвязь уже давно не подлежит сомнению, но, к сожалению, не всегда поддерживается и развивается психологами и психиатрами. Этот справочник - хорошее доказательство того, что и тем, и другим нечего делить и не за что бороться, поскольку их объединяет желание помогать всем, кто в них нуждается. Справочник является по сути простым ответом на продолжающуюся много лет дискуссию об отношении психиатрии и клинической психологии к объекту приложения знаний, накопленных ими в совместном труде, исследованиях и выполнении их общей миссии. В книге отразились проблемы науки, особенно заметные в психологии и психиатрии ушедшего века: параллельное существование терминологии в формальной и феноменологической двойственности.
Многие статьи справочника познавательны и интересны: авторы постарались включить в них много содержательной и емкой информации. Прежде всего это относится к разделу "Симптомокомплексы, синдромы, состояния". Очень подробно и на хорошем профессиональном уровне представлены статьи в разделе "Вопросы нозологии и систематики". Этот раздел особенно важен для психологов, не имевших возможности получить систематического образования по психопатологии. В статьях, посвященных различным психическим расстройствам при соматических заболеваниях, предлагается обращать внимание на тот контекст, в рамках которого следует рассматривать динамику любого психического заболевания, что позволяет специалисту более глубоко и детально изучать его природу (статьи "Сахарный диабет", "СПИД", "Соматогенные психозы" и др.).
Но, как часто бывает, главное достоинство книги - попытка охватить в одном издании столь обширный материал - имеет и свою оборотную сторону: неполноту и неточность информации. Прежде всего это относится к разделу "Психология".
Справочник, по нашему мнению, должен отличаться от словаря психологических терминов. Общепсихологическую терминологию следовало бы выделить в предваряющий раздел, в котором помещены статьи по детской и педагогической психологии, психологии нормального и анормального развития, детской патопсихологии. Иначе некоторые вкрапления в виде понятий из общей психологии выглядят как крайне несистемно подобранные и случайные. Так, например, в справочнике на букву "А" приведены такие понятия, как "Активность личности", "Альтруизм", "Анализ", "Апперцепция", "Архетип" и др., относящиеся к общей психологии, но отсутствуют понятия "Аграфия", "Аутоэротизм", "Автономность младенца" и т.д. Нет статьи об эмоциональной депривации, очень распространенном явлении, с которым постоянно сталкиваются детские психолог или психиатр. Целесообразно было бы спланировать словник справочника в соответствии с его адресованностью именно детским психологам и психиатрам.
Мы понимаем, что невозможно описать в одной книге все термины из двух достаточно больших областей знания, но все же было бы правильным при подготовке этого издания справочника провести анализ словника с учетом его специфики и увеличить его, может быть, за счет общепсихологических понятий.
Не всегда в справочнике сохраняется принцип "статья- подстатья". Например термин "Идентичность" дан отдельно от терминов "Половая идентичность" и "Сексуальная идентичность". Такая непоследовательность может затруднять поиск нужных статей. Спорным является и разделение терминов по разделам "Психология" и "Общие понятия и семиотика". Желательно было бы обосновать принцип распределения статей по тематическим разделам.
Некоторые термины описаны без учета детской и подростковой специфики справочника, например, понятие "Демонстративное поведение" оставляет открытым вопрос: к кому именно относятся перечисленные особенности демонстративного поведения - к взрослым, детям или подросткам? Многие статьи не имеют прямого отношения к области детской психологии и психиатрии, которой посвящен справочник, например: "Направ-
* Справочник по психологии и психиатрии детского возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999. 749 с.
стр. 122
ленность личности", "Гештальпсихология", "Дея-тельностный подход", "Оперантный рефлекс".
Некоторые важные разделы психологии, например, "Память" (статья "Память"), не учитывают специфику детской психологии. Виды и механизмы памяти, описанные в справочнике, не дают нужной для детского психолога или психиатра информации. Нет связи этой большой статьи со статьями, посвященными нарушениям памяти и разбросанными по разделу "Общие понятия и семиотика". В статьях "Амнезия", "Гипермнезия" соответствующие феномены не определяются как нарушения памяти, а статья "Феномены ложного узнавания" не соотнесена со статьями "Парамнезия" и "Криптомнезия" и т.д.
По нашему мнению, желательно было бы упомянуть ученых, с именами которых связаны понятия, вошедшие в науку: "Инсайт" (В. Келлер), "Сенситивный период" (М. Монтессори), "Фрустрация" (Н. Миллер), "Возрастные кризисы" (Л. Выготский и Д. Эльконин).
В статье "Мышление" не отражена специфика видов мышления у детей и не всегда понятен принцип размещения подстатей. Если в основной статье выделены виды мышления по типу результирующего продукта (творческое и репродуктивное), то уже в под статьях эти же виды определения как стратегии мышления. Подстатьи "Мышление магическое" и "Мышление аутистическое" следовало бы разместить в разделе "Семиотика и общие понятия" вместе с статьями, описывающими другие нарушение мышления и конкретными характеристиками патологии мышления (бессвязанность, обстоятельность и др.).
Большая часть справочника, которая включает разделы "Симптомокомплексы, синдромы и состояния", "Вопросы нозологии и систематики", в сравнении с разделом "Психология" представлена гораздо более полными и информативными статьями. Безусловно, психологам труднее оценить разделы, касающиеся психиатрии, но очень важно, чтобы этот материал был доступен пониманию не только врачей-психиатров, но и психологов, пользующихся этой книгой. Так, например, описание церебрастении, психоорганического синдрома и минимальной мозговой дисфункции практически однозначны; в статьях, посвященных этим нарушениям, не выделены дифференциально- диагностические критерии их разграничения. Статья "Метафизической интоксикации синдром" читается с трудом, нечетко выделен дифференциальный критерий. Не совсем понятно, почему статьи "Ранний детский аутизм" и "Синдром Аспергера" отнесены к разделу "Синдромы", а не к разделу "Нозология". Весьма скромно описана шизофрения, особенно по сравнению с такими заболеваниями, как эпилепсия и олигофрения.
Несмотря на сделанные замечания, справочник расширяет кругозор читателя и позволяет ему искать решение вставшей перед ним проблемы с учетом психологического и медицинского аспектов, проводить соответствующую коррекцию и терапию.
А.В. Махнач, канд.психол.наук, ст. научный сотрудник ИП РАН А.И. Лактионова, психолог, зав. психологической консультацией Центра психотерапии и консультирования, Москва
стр. 123
* * *
В мае 2001 г. в Пятигорске прошла Международная научно- практическая конференция, посвященная 35-летию Ставропольской лаборатории по проблемам научной организации педагогического труда. В работе конференции приняли участие педагоги и психологи из многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Руководитель лаборатории - И.П. Раченко, доктор педаг. наук, лауреат премии Президента РФ в области образования, доложил о достижениях Международного центра "Интегративная педагогика" при решении проблем научной организации педагогического труда, психологии творчества, интегративной психопедагогики.
стр. 123
- Содержание. Том 22, номер 6, 2001
- Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы
- "Неклассическая" психология а. Н. Леонтьева и его школы
- 1. Этапы научной биографии а.Н. Леонтьева
- 2. Общепсихологическая концепция а.Н. Леонтьева и ее значение для фундаментальной и прикладной психологии
- Рациональное принятие решений в деловых организациях
- 2 Пейл (the Pale) - часть Ирландии, подвластная Англии; прибегая к данной метафоре, Саймон подчеркивает момент неприятия экономистами-неоклассиками поведенческих теорий. (Прим. Переводчика.)
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи
- 1. Проблема адекватности психологического портрета 1 его реальному прототипу
- 2. Модель двухканальной структуры речевого общения и проблема нейтрализации влияния вербального канала
- 3. Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации
- 4. Психологический портрет как субъективный образ объективных свойств говорящего
- 5. О взаимосвязи портретных характеристик говорящего и невербальных особенностей его речи по оценкам субъекта восприятия
- 6. Психологические портреты известных политиков и деятелей культуры по особенностям их инвертированной речи
- 7. Психологический портрет говорящего по комплексу слуховых и зрительных оценок его невербального поведения
- 8. Индивидуально-типологические особенности субъектов восприятия по критерию эмоциональной импрессивносги (эмоционального слуха - эс)
- Замечания о психофизиологической природе эс и его связи с профессиональной деятельностью субъекта восприятия
- Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая)
- Имплицитные содержания психоаналитического диалога: экспертные возможности компьютерной психолингвистики
- 1 Исследования проводятся при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 00-06-00088а).
- Диагностика музыкальности по электроэнцефалограмме
- 1 Работа выполнена при финансовой поддержке ргнф (проекты n 99-0б-00277а и n 99-06-00134а).
- Нейропсихологическая оценка динамических характеристик асимметрии процессов регуляции психической деятельности у лиц с минимальной мозговой дисфункцией
- Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов
- Психология в трех измерениях (по поводу статьи а.В. Юревича)
- Беседы с жаном пиаже (одиннадцатая)
- 1 Психоаналитиком, у которой Пиаже проходил дидактический анализ, была Сабина Шпильрейн, наша соотечественница, одна из пациенток и впоследствии жена к.Г. Юнга (Прим. Авторов русского перевода).
- Борису андреевичу душкову - 70 лет
- "А. Р. Лурия и психология XXI века" - международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения
- Хроника
- 2. Лапшова Ольга Анатольевна. "Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент- анализа и психосемантики", (научный руководитель - канд. Психол. Наук в.А. Цепцов ) .
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Указатель статей, опубликованных в "психологическом журнале" в 2001г., том 22