1. Этапы научной биографии а.Н. Леонтьева
Начало пути. Работа А.Н. Леонтьева в контексте культурно-исторического подхода
Алексей Николаевич родился 5 февраля 1903 г. в Москве. После окончания в 1924 г. факультета общественных наук Московского университета, где он занимался психологией под руководством Г.И. Челпанова, Леонтьев работал младшим научным сотрудником Психологического института МГУ, лаборантом Московского дефектологического института, а с 1926 г. - ассистентом Академии Коммунистического воспитания. В этот период (1924-1930) его деятельность определялась научной программой, выдвинутой Л. С. Выготским (1896-1934). Встреча с ним была решающим событием в жизни молодого ученого - по его собственному признанию, он пришел к нему "методологически пустым" [10, с. 41]. Одним из результатов исследований Леонтьева этого периода стала его монография "Развитие памяти" [18], удостоенная первой премии ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых при Совнаркоме РСФСР).
В данной работе Леонтьев экспериментально исследовал структуру и развитие процессов произвольного и опосредствованного запоминания (а также соответствующих форм внимания) и эмпирически подтвердил концепцию Выготского о строении и путях формирования высших психических функций (ВПФ). Полученные результаты были графически представлены в виде ставшего знаменитым "параллелограмма развития". Кроме того, данное исследование внесло вклад в разработку методологических проблем психологии, поскольку в нем Леонтьев убедительно доказал невозможность использования при изучении высших форм человеческой памяти (имеющих смысловую природу) бессмысленного материала, а также обосновал необходимость использования в психологии генетического метода в двух его формах: 1) метода "срезов" и 2) метода формирования. Наконец, данная работа сыграла определенную роль в преодолении культурно-исторической концепции, поскольку в ходе исследований обнаружилась ограниченность последней и одновременно наметились перспективы дальнейшего развития идей Выготского. Они заключались, в частности, в изучении "внутренней стороны знаковой операции", т.е. значений, и стадий их развития, с одной стороны, и различных "психологических систем" в контексте развития личности в це-
4 Поразительно, как современно звучат сегодня слова Э. Фромма, сказанные им почти сорок лет назад: "К сожалению, в настоящее время слова "социализм" и "марксизм" приобрели такой эмоциональный заряд, что трудно обсуждать эти проблемы в спокойной обстановке. У большинства людей эти слова ассоциируются с "материалистичностью", "безбожием", "кровопролитием" и всяческим злом... Эта иррациональная реакция, вызываемая словами "социализм" и "марксизм", усиливается из-за удивительного невежества всех, кто впадает в истерию, когда их слышит. Несмотря на то что произведения Маркса и других теоретиков социализма может прочесть каждый, большинство людей, так неистово реагирующих на социализм и марксизм, не прочли ни строчки Маркса, а многие обладают лишь очень поверхностными знаниями в этой области. В противном случае не случилось бы так, что люди, до известной степени проницательные и разумные, столь сильно исказили идею социализма и марксизма" [30, с. 472-473].
5 В.А. Лекторский вспоминает, как в 1971 г. на философском совещании в Варне Тодор Павлов, "официальный вождь болгарских философов, во многом благодаря которому непререкаемой догмой не только в Болгарии, но и в СССР стала т.н. "ленинская теория отражения", заявил, что психологическая теория деятельности, разрабатывавшаяся в те годы в нашей стране, является отходом от марксизма" [9, с. 56].
стр. 15
лом - с другой. Подобные перспективы были намечены уже во втором предисловии к книге Леонтьева 6 . Это (а также анализ соответствующих "поздних" работ Выготского) еще раз подтверждает уже не раз высказываемое представителями школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева -А.Р. Лурии (например, А.А. Леонтьевым) мнение, что культурно- историческая теория - лишь этап научной биографии Выготского, а не содержание всего его творчества, как нередко утверждается.
Однако в начале 30-х гг. оба исследователя начинают осознавать, что их дальнейшие пути в психологии расходятся. В это время Леонтьев был приглашен в Харьков для развертывания там психологических исследований в ряде учреждений города. Вокруг него складывается тесно сплоченный и дружеский коллектив сотрудников и единомышленников (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, В.И. Аснин, Г.Д. Луков, О.М. Концевая, Т.О. Гиневская и др.), впоследствии получивший название Харьковская группа или школа. Фактически речь идет о создании А.Н. Леонтьевым самостоятельной школы со своей собственной научной программой, отличной от программы научных исследований Л.С. Выготского и его сотрудников в Москве.
Этапы развития Харьковской психологической школы
Молодому коллективу харьковских психологов казалось тогда, что научная программа Харьковской школы альтернативна программе Выготского 7 . Основной принципиальный недостаток культурно-исторической концепции Выготского Леонтьев видел в том, что в ней сознание "чрезмерно интеллекту ализировалось": его единицей выступило значение, представляющее собой продукт духовной деятельности общества. Но функционирование значений в реальной психической жизни конкретного индивида, их присвоение субъектом зависит от объективных условий реальной деятельности данного субъекта: приобретут ли они адекватный и действенный смысл или же будут восприняты лишь внешним образом [21, с. 25]. Поэтому "системообразующим" фактором научной программы Харьковской психологической группы стала всесторонняя разработка проблемы "практическая деятельность и сознание".
На первом этапе 8 разработки этой проблемы (1932- 1933) ключевой идеей явилось разведение "сознания-образа" и "сознания-процесса" (или "сознания-деятельности"). Эта важнейшая мысль Харьковской школы вытекала из дальнейшего развития представлений Выготского о значении как обобщении: последнее рассматривалось не только как отражение "обобщаемой действительности" (образ действительности), но и как "кристаллизованная деятельность" (обобщение-деятельность). На этом этапе Леонтьевым был разработан адекватный изучаемому обобщению-деятельности метод переноса. В ряде конкретных исследований представителей Харьковской группы (А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Г.Д. Лукова, П.И. Зинченко, В.И. Аснина и др.) было показано, что в процессе решения сходных, но не тождественных и постепенно усложняющихся задач у испытуемых не только проявляются уже имевшиеся интеллектуальные структуры, но формируются новые обобщения, причем ребенок сначала действует "понятийно", а потом начинает понятийно мыслить. Основной вывод из этих исследований заключался в том, что развитие значений (обобщений) у ребенка не может объяснить ни "указание на факт непосредственного столкновения ребенка с миром вещей, ни указание на факт общения, сотрудничества и подражания" [14, с. 330]; главное в том, что в значении "кристаллизована" прежде всего организованная взрослым обобщающая деятельность ребенка, которая вначале всегда носит предметно-практический характер. Овладение обобщением поэтому означает овладение адекватной обобщающей предметной деятельностью. При этом была обнаружена важная закономерность в соотношении "образ-процесс" -в генетическом плане образ "отстает" от процесса (последний "забегает вперед" и формирует образ).
Второй цикл исследований (1934-1935) был связан с необходимостью вынести внутренние процессы наружу и проследить их во внешней деятельности. Центральная идея этого периода работы - рассмотрение орудия как предмета, в котором фиксированы общественно выработанные приемы. В частности, П.Я. Гальперин эмпирически доказал глубокое психологическое различие между средством у животного, являющимся продолжением его верхней конечности, и орудием у человека, движения которого подчиняются другой логике - логике общественно выработанных и "закрепленных" за орудием операций.
6 Эксперименты Леонтьева были закончены в 1928 г., на титульном листе книги проставлен год издания - 1931, реально же книга вышла в свет лишь в 1932 г. К уже имеющемуся предисловию к книге Леонтьев был вынужден написать (совместно с Выготским) еще одно предисловие к ней, где в духе времени подверг собственное сочинение "суровой самокритике" за "ошибки" и "отступления от марксизма". Это предисловие представляло собой небольшую брошюру, которая была вложена в совершенно готовую книгу.
7 Впоследствии обнаружилось, что программы двух научных коллективов опираются на принципиально общий "метапсихологический" подход к решению самых фундаментальных проблем психологии и отражают просто разные аспекты их разработки. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить о принципиальном единстве школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева - А.Р. Лурии как школы- направления в науке, внутри которой были различные школы- научные коллективы.
8 Периодизация истории Харьковской школы дается нами по [19,с. 42-46].
стр. 16
В последующие периоды (1935-1941) центральной идеей исследований школы стало понимание "внутренней" деятельности по аналогии с "внешней". Возникло первое целостное представление о структуре деятельности. Наиболее известными исследованиями этого периода стали работы Г.Д. Лукова об осознании детьми речи в процессах игры, П.И. Зинченко - об условиях непроизвольного запоминания (непроизвольно запоминается то, что имеет непосредственное отношение к цели деятельности). В этот период разрабатываются также идеи о восприятии как действии (А.В. Запорожец).
Существенный вклад внесли исследования Харьковской школы в разработку проблем возрастной и педагогической психологии. Так, в работах В.И. Аснина, О.М. Концевой и К.Е. Хоменко были предприняты первые попытки изучения мотивации поведения детей и ее роли в протекании тех или иных познавательных процессов. Изучалось также соотношение житейского опыта ребенка и приобретаемых в школе научных знаний (Л.И. Божович), роль наглядности в обучении (В.В. Мистюк), судьба усвоенных в школе понятий (П.И. Зинченко), проводился сравнительный анализ "школьных понятий" и понятий, сформированных в процессе специального экспериментального обучения (К.Е. Хоменко).
Были начаты и исследования в области психологии восприятия искусства с новых "деятельностных" позиций. По заданию Харьковского полиграфического института Т.О. Гиневская, В.В. Мистюк и К.Е. Хоменко изучали процессы восприятия книжной иллюстрации. Исследовалось восприятие детьми литературных произведений (например, сказки); в частности, экспериментально подтвердилась идея школы Леонтьева о восприятии как деятельности, а также эмпирически было доказано, что сказка имеет большое значение для формирования нравственных мотивов деятельности ребенка. В это же время проводились исследования детских интересов, начатые А.Н. Леонтьевым еще в Харькове на базе дворца пионеров в 1933-34 гг. и продолженные затем в Москве на базе ЦПКиО им. Горького в 1935 г. 9 , в которых, в частности, была экспериментально изучена роль мотивов в управлении конкретными действиями ребенка.
Другим важнейшим направлением исследований школы Леонтьева с середины 30-х гг. были фундаментальные исследования возникновения и развития психики в филогенезе, начатые в Харькове и продолженные в Москве 10 . Критически проанализировав все предлагавшиеся в истории психологии критерии психического, Леонтьев доказал их несостоятельность и предложил свой объективный критерий: появление у организма способности реагировать на так называемые абиотические раздражители. Чувствительность, согласно гипотезе Леонтьева (разработанной им вместе с А.В. Запорожцем [15, с. 60]), появляется в связи с необходимостью жизни в вещно (предметно) оформленной среде, т.е. с усложнением деятельности организмов. В целях проверки гипотезы Леонтьев с группой сотрудников (в частности, с В.И. Асниным) проводит цикл экспериментальных исследований по формированию способности ощущения света кожей ладони руки. Результаты данных исследований блестяще подтвердили гипотезу. При этом была доказана необходимость активного отношения субъекта к миру (ориентировочной деятельности) как условия появления даже элементарнейших ощущений.
Одновременно Леонтьев обобщает многочисленные исследования как известных зоопсихологов, так и собственной школы и создает теорию стадиального развития психики в филогенезе, выделяя стадии сенсорной, перцептивной психики и интеллекта. Особенности психического отражения на разных стадиях развития определяются, по Леонтьеву, особенностями соответствующей деятельности животных в среде (и здесь "процесс" забегает вперед "образа"). Результаты данных исследований были обобщены Леонтьевым в докторской диссертации, защищенной им в 1940 г.
К началу 40-х психологическая теория деятельности Леонтьева в общем и целом сложилась.
Творчество А.Н. Леонтъева в военный (1941-1945) и послевоенный периоды
В начале Великой Отечественной войны, после недолгого пребывания в рядах народного ополчения, А.Н. Леонтьев вернулся в Психологический институт, а в 1942 году был назначен и.о. директора этого института, который был эвакуирован сначала в Ашхабад, а затем в Свердловск. Под Свердловском Леонтьев организовал опытный восстановительный госпиталь, который стал выполнять по заданию ГКО исследовательскую работу по психофизиологическим и психологическим проблемам восстановления функций после ранения. П.Я. Гальперин и Т.О. Гиневская изучили зависимость амплитуды движений пораженной конечности (руки) от характера задачи, А.В. Запорожец - роль установок больного в ходе восстановления функций поврежденных конечностей, Я.З. Неверович - перестройку двигательных систем в процессе восстановительной терапии и др. Данные исследования, сочетавшие собственно теоретико-экспериментальный и
9 Впервые опубликованы в 1999 г. (см. [29]).
10 B 1935 г. Леонтьева пригласили в ВИЭМ (Всесоюзный институт экспериментальной медицины) - заведовать лабораторией, а также во ВКИП (Высший коммунистический институт просвещения). После реорганизации ВИЭМа и упразднения ВКИПа в 1937 г. Леонтьев возвращается в Психологический институт.
стр. 17
прикладной аспекты, подтвердили роль мотивационно- смысловой регуляции деятельности в процессе восстановления движений. Также были разработаны весьма эффективные для реабилитационной работы приемы трудотерапии и лечебной физкультуры. Результаты исследований этого периода обобщены в фундаментальной монографии Леонтьева и Запорожца [20].
Возвратившись в конце войны в Москву, Ле-онтьев возглавляет работу творческих коллективов в Московском университете и Психологическом институте, занимающихся в основном проблемами онтогенеза деятельности (см., например, [11, 16, 17 и др.]).
С 1951 г., когда Леонтьева назначают заведующим кафедрой психологии философского факультета МГУ, работа его самого и его школы происходит главным образом в стенах университета. В этот период школа Леонтьева приобретает черты не только собственно школы-научного коллектива, но и образовательной школы и школы-направления. От нее "отпочковываются" и становятся самостоятельными школы А.В. Запорожца, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина и др.
С середины 50-х под руководством Леонтьева начат цикл исследований по проблемам способностей, в частности, по формированию звуковысотного слуха, являющегося необходимым компонентом музыкальных способностей (Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинникова). В 1959 году выходит первое издание фундаментальной монографии Леонтьева "Проблемы развития психики" [15], удостоенной в 1963 году Ленинской премии.
А.Н. Леонтъев как организатор психологической науки. Последние работы
В 1966 г. был организован факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, деканом которого стал А.Н. Леонтьев. В этот период школа Леонтьева окончательно превратилась в школу-направление в науке, объединяющую множество различных школ- исследовательских коллективов как в рамках факультета психологии МГУ, так и в иных научных учреждениях нашей страны и за рубежом. Теперь в ней разрабатываются едва ли не все проблемы психологической науки. Сам Леонтьев в своих поздних работах затрагивает в основном теоретико- методологические проблемы психологии - "философию психологии" (в 1975 г. выходит его итоговый методологический труд "Деятельность. Сознание. Личность" [12], в котором осуществлена дальнейшая разработка категориального аппарата теории деятельности), а также вопросы истории психологии, проблемы психологии искусства, личности и др. Под руководством Леонтьева разрабатываются также проблемы эргономики и инженерной психологии, проводятся экспериментальные исследования восприятия и др.
С 1977 г. факультет психологии МГУ издает свой журнал ("Вестник Московского университета". Сер. 14. Психология), в котором публикуются статьи по всем направлениям психологических исследований, ведущимся на факультете. Школа А.Н. Леонтьева продолжает свое существование и развитие и после смерти ее главы, последовавшей 21 января 1979 г. Обобщенное представление о современном состоянии исследований в школе Леонтьева можно составить, в частности, по следующим работам [1,6,29]. В 2000 г. осуществлена публикация лекций, прочитанных Леонтьевым в 1973-1975 гг. студентам 1-3 курсов. Книга рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебного пособия по курсу "Общая психология" [13].
- Содержание. Том 22, номер 6, 2001
- Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы
- "Неклассическая" психология а. Н. Леонтьева и его школы
- 1. Этапы научной биографии а.Н. Леонтьева
- 2. Общепсихологическая концепция а.Н. Леонтьева и ее значение для фундаментальной и прикладной психологии
- Рациональное принятие решений в деловых организациях
- 2 Пейл (the Pale) - часть Ирландии, подвластная Англии; прибегая к данной метафоре, Саймон подчеркивает момент неприятия экономистами-неоклассиками поведенческих теорий. (Прим. Переводчика.)
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Послесловие к лекции
- 1 Саймон г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 56.
- Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи
- 1. Проблема адекватности психологического портрета 1 его реальному прототипу
- 2. Модель двухканальной структуры речевого общения и проблема нейтрализации влияния вербального канала
- 3. Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации
- 4. Психологический портрет как субъективный образ объективных свойств говорящего
- 5. О взаимосвязи портретных характеристик говорящего и невербальных особенностей его речи по оценкам субъекта восприятия
- 6. Психологические портреты известных политиков и деятелей культуры по особенностям их инвертированной речи
- 7. Психологический портрет говорящего по комплексу слуховых и зрительных оценок его невербального поведения
- 8. Индивидуально-типологические особенности субъектов восприятия по критерию эмоциональной импрессивносги (эмоционального слуха - эс)
- Замечания о психофизиологической природе эс и его связи с профессиональной деятельностью субъекта восприятия
- Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая)
- Имплицитные содержания психоаналитического диалога: экспертные возможности компьютерной психолингвистики
- 1 Исследования проводятся при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 00-06-00088а).
- Диагностика музыкальности по электроэнцефалограмме
- 1 Работа выполнена при финансовой поддержке ргнф (проекты n 99-0б-00277а и n 99-06-00134а).
- Нейропсихологическая оценка динамических характеристик асимметрии процессов регуляции психической деятельности у лиц с минимальной мозговой дисфункцией
- Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов
- Психология в трех измерениях (по поводу статьи а.В. Юревича)
- Беседы с жаном пиаже (одиннадцатая)
- 1 Психоаналитиком, у которой Пиаже проходил дидактический анализ, была Сабина Шпильрейн, наша соотечественница, одна из пациенток и впоследствии жена к.Г. Юнга (Прим. Авторов русского перевода).
- Борису андреевичу душкову - 70 лет
- "А. Р. Лурия и психология XXI века" - международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения
- Хроника
- 2. Лапшова Ольга Анатольевна. "Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент- анализа и психосемантики", (научный руководитель - канд. Психол. Наук в.А. Цепцов ) .
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Первая попытка интеграции психиатрии, психологии и психотерапии детского и подросткового возраста
- Указатель статей, опубликованных в "психологическом журнале" в 2001г., том 22