logo search
социальная статистика / Социальная статистика (главы 10-конец)

11.8. Профессиональное образование

Система профессионального образования включает разветв­ленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специали­стов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.

Система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального професси­онального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).

Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность уча­щихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получаю­щей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск- Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессио­нальным группам.

Основной формой подготовки специалистов выступает обуче­ние в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учеб­ных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:

• число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) уча­щихся;

• результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;

• распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;

• численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.

К показателям педагогических кадров в статистической отчет­ности относятся:

• численность их;

• распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;

• численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.

Показатели материально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют:

• наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;

• обеспеченность учебными местами, оборудованными ком­пьютерами;

• обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.

В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государ­ственных средних профессиональных заведений, в которых обу­чались 2 млн студентов; 47 негосударственных средних профес­сиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн и 251 тыс. человек. Одновре­менно статистические данные фиксируют незначительные стру­ктурные изменения в подготовке профессиональных кадров спе­циалистов за последнее десятилетие XX в. в России (табл. 11.7).

В целом по учебным заведениям профессионального образо­вания прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное — в учебных заведениях транспорта и связи. Од­новременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения.

В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц, получающих образование третьего уровня (third level).

Таблица 11.7