logo search
социальная статистика / Социальная статистика (главы 10-конец)

11.7. Методика изучения социально-профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ

Одним из наиболее распространенных направлений эконо­мических, социологических и психологических исследований молодежи выступает анализ социально-экономических ориента­ции старшеклассников. Как особое направление теоретических исследований в нашей стране оно возникло в 20—30-е гг. Мето­дики изучения личности школьников разрабатывались А. П. Болтуновым, С. Г. Геллерштейном, Н. Д. Левитововым, А. Ф. Кларком и др. Социологические опросы учащихся выпускных классов были возобновлены с конца 50-х гг. и получили широкое распростране­ние в 60 — 80-е гг. Их адекватность вновь возрастет к концу XX в., когда проблемы выбора жизненного пути встанут перед многочи­сленной когортой молодежи, рожденной в 80-х гг.

Остановимся на некоторых методических аспектах изучения социально-профессиональных ориентации старшеклассников. В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, професси­ональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается первоочередной предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой оп­рашиваемый собирается быть занят после окончания школы.

Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при кото­рой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкрети­зацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намере­ние, если не указано ни то, ни другое.

Большинство исследований ограничивается регистрацией намерений без конкретизации. В результате фиксируется лишь первоочередное намерение выпускника и отсутствует полная картина отношений каждого опрашиваемого ко всему спектру возможных вариантов выбора после окончания школы.

Дать полную картину помогает фиксация установки старше­классника. Под установкой понимается отношение опрашиваемого к возможности осуществления каждого из вероятных вариантов выбора после окончания школы. При этом различают следующие установки:

• позитивную — наиболее желательный вариант выбора;

• маргинальную — запасной вариант выбора;

Таблица 11.6