ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение общества и культуры в ХХ в. постепенно трансформировалось из академического познания в необходимую компоненту практической деятельности. В настоящее время во всех развитых странах социальные и культурные переменные включаются в структуру выработки и реализации решений, касающихся почти любого из значимых секторов общественной жизни. Современная экономическая политика строится с учетом социокультурного расслоения и групп интересов. В системах производства принимаются во внимание особенности поведения людей, а также влияние межличностных связей на формально-ролевые. В структурах локального управления применяются социальные технологии, связанные с активизацией участия граждан в выработке и реализации решений, имеющих отношение к территории их проживания.
Но не только это. Сегодня в развитых странах любой профессиональный политик или крупный менеджер обязательно изучает в достаточном объеме курс социально-научных дисциплин. Социология, социально-культурная антропология и их производные — урбанистическая социология и антропология, психологическая, политическая антропология и т. п. — все эти науки помогают будущим руководителям понять, в каком обществе, в каком мире они живут, каковы их возможности в отношениях с окружением. Разработка международной политики также базируется сегодня на знаниях об обществах и культурах других стран, о куль-
3
турных различиях этнических групп в своей стране. Практика показала, что знание культурных различий и умелое использование этих знаний при построении внешней политики повышают эффективность действий более осведомленной стороны.
Такое положение дел вполне естественно. Люди всегда стремятся иметь представление о том, что их окружает, и строить свое поведение в соответствии с этим знанием. Вопрос заключается в том, каково его качество. Большинство людей в этом отношении привыкли руководствоваться личным опытом, включая устный обмен информацией с ближайшим окружением и отрывочные сведения, передаваемые средствами массовых коммуникаций. В развитых и ряде развивающихся стран на уровне государственной образовательной политики считается, что этого не достаточно, и социальные науки включены в программы обязательного массового обучения. В менее развитых странах и в России социальные науки только начинают всерьез осваиваться на уровне профессионалов. Пока даже у них представления об обществе и культуре нечеткие, собственная теоретическая база слабая; терминология только зарождается; данные эмпирических исследований недостоверны. В России доминирует ценность так называемого гуманитарного знания. По сути дела речь идет об описании событий и явлений без их объяснения; об отсутствии ясно сформулированных критериев социальной значимости отбираемых событий; о движении тематики описаний вслед за идеологической конъюнктурой и т. п. Работы такого рода, будучи обращенными в историю, носят характер преданий и мифов, а по отношению к настоящему предстают в форме журнализма. В любом случае они ориентированы на развлечение аудитории и никак не предназначены для обеспечения ее прагматическими, адаптационно целесообразными знаниями.
Тем не менее рационализация знаний в обществе и культуре, повышение научного уровня исследований в этой области неизбежны. Современный человек не Может быть хорошо адаптированным в сложной и динамичной социокультурной жизни, не зная, в
4
каком обществе он живет. Многие социальные проблемы в России, такие как этнические конфликты, низкое качество труда и его результатов, жесткие принудительные методы управления, неэффективность правовой системы, — следствие массового низкого уровня социокультурной компетентности. Ничего, кроме собственного опыта, не знают ни управляющие, ни управляемые. И пока такое, свойственное малым традиционалистским (племенным) сообществам утверждение приоритета «практики» над «теорией» и мифа над исследованием будет доминировать в обществе, социальные напряжения будут оставаться неразрешенными.
Тем не менее уже сейчас часть людей, стремящихся оказывать влияние на собственное социальное положение, на свое окружение, на государственную политику, понимают это и активно используют социально-научное — пока в основном экономическое — знание. И, надо сказать, не без успеха. Другая часть старается «продать» свои социально-научные знания на современном рынке услуг. Открываются разного рода школы общения, рекламы, менеджмента, построения деловых отношений. Предприимчивые, полупрофессиональные держатели таких школ зарабатывают деньги на том, что снабжают примитивными советами желающих стать успешными, общительными, привлекательными для делового партнера и т. п. Широко распространены опросы
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЧАСТЬ I. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Предмет и объект социальной и культурной антропологии
- Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований.
- Определение понятия «культура»
- Отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке
- Психологическая антропология и психология.
- Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии
- Выводы
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 2. СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации
- Общая концепция социальной организации.
- Сигнальное поведение и социальность
- Исследовательское поведение в освоении окружения
- Игра и ее влияние на изменение поведения
- ЧАСТЬ II. ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ
- ГЛАВА 3. ПОРОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Основания структурно-функционального анализа
- Концепция социального действия
- Концепция социальной системы
- Структурный функционализм. Общие представления
- Нормы и дополнительность
- Источники динамики социальной системы
- Отклонения элементов системы от исполнения предписанных им функций.
- Социальное неравенство.
- Сдвиг социальных порядков.
- Власть и социальные изменения.
- Эвристические возможности структурно функционального анализа
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД
- Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления
- Трансформация представлений в знаки и символы
- Формирование знаков.
- Формирование символических объектов
- Языки культуры и культурные порядки
- Язык телодвижений (мимика, жестикуляция, позы).
- Пространственный порядок.
- Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ III. ДИНАМИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
- ГЛАВА 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
- Общая концепция коммуникации
- Субъекты социокультурной коммуникации
- «Я-концепция».
- Личностная идентичность.
- Лицо.
- Коммуникация как средство снижения уровня неопределенности ситуации
- Речь в структуре социокультурной коммуникации
- Социальное взаимодействие и речевое поведение.
- Структура коммуникаций в системе социокультурного взаимодействия.
- Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия
- Нормы взаимодействия.
- Речевые жанры.
- Формы речи.
- Нормы интерпретации.
- Каналы передачи информации.
- Содержание сообщения.
- Обстановка коммуникации.
- Сцена речевого акта.
- «Ключ» коммуникативного процесса.
- Стиль речи (или вербальной коммуникации)
- Прямой и непрямой речевые стили.
- Невербальные аспекты социокультурной коммуникации
- Межличностная дистанция в процессе коммуникации.
- Концепция коммуникации в изучении динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
- Роль детского опыта в формировании личности.
- Понятия «социализация» и «инкультурация».
- Первичная социализация (ранний этап)
- Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями).
- Социализация после раннего детства
- Уровни освоения окружения.
- Этологические основания идентичности
- Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациям
- Консолидация.
- Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ IV. ИДЕИ НЕОБРАТИМОСТИ И ОБРАТИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
- ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
- Характеристики культурной эволюции
- Психическое единство человека.
- Движение от простоты к сложности.
- Антропологические, имманентные детерминанты
- Идеи как побудители культурной эволюции.
- Расовый (этнический) детерминизм.
- Индивиды как детерминанты культурной эволюции.
- Внешние детерминанты
- Факторы окружения.
- Общие направления современных эволюционистских исследований
- Культурная единица (система) как объект эволюционного анализа.
- Экологическая антропология
- Культурная единица в исследовании специфичной эволюции. Этнос
- Этническая группа.
- Механизмы сохранения этнической единицы.
- Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия
- Концепция эволюционной универсалии.
- Пределы роста
- Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
- Общая характеристика волновых процессов
- Концепция ритмичности изменений.
- Гуманитарная трактовка социокультурных циклов
- Идеи циклизма в концепции истории.
- Концепция длинным экономических волн
- Модель «длинной» экономической волны
- Фаза подъема («повышательная» волна1).
- Переломная фаза.
- Фаза депрессии («понижательная» волна).
- Фаза перехода.
- Направленна изменений социальной структуры на разным фазах длинных экономических воли
- Интенсификация социокультурных процессов.
- Закономерности длинных волн
- Волновые процессы технологических инноваций
- Механизмы связи между экономическими и технологическими изменениями.
- Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам
- Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в веществе и культуре
- Контрольные вопросы
- ЧАСТЬ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Глава 8. ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ. ПОСТМОДЕРН
- Плюральность жизненного мира человека
- Отказ от идеи целостности человеческого мира.
- Неоднородность социокультурного пространства
- Детерриториализация, маргинализация пространства.
- Механизмы самоорганизации в условиях децен-трированности и плюральности.
- Многослойность символических объектов
- Концепция децентрированный (расщепленной) личности
- Индивид как первоначало социокультурных процессов.
- Внешняя (социокультурная) обусловленность многомерности личности.
- Отклонения от нормы и власть.
- Идеологий постмодерна
- Контрольные вопросы
- Глава 10. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРНЫХ ЕДИНИЦ
- Дистанция власти
- Мужественность - женственность
- Новые акценты в изучении социокультурной динамики
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Литература