17 Вопрос. Технологии социальной работы. Структура и содержание технологического процесса социальной работы.
Технологизация (как процесс) – это устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом.
Технологизация включает:
изучение проблемы, определение целей и задач
расчленение социального процесса на взаимосвязанные этапы
координация всех поэтапных действий
унификация (стандартизация) выполнения всех поэтапных процедур и операций
Tekhne – (греч) искусство, мастерство.
Социальная технология – это инструмент решения социальной проблемы, целесообразный в определенном историческом контексте, промежутке времени, алгоритме действий.
Социальная технология – это совокупность знаний о способах и средствах организации социального процесса, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
по масштабности: глобальные, региональные, локальные
по сложности: простые, сложные, комплексные
по характеру новизны: традиционные и инновационные
по характеру решаемых задач: универсальные и частные.
ТИПЫ (ВИДЫ) ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: 4 основных группы:
группа общих технологий: социальная диагностика, экспертиза, прогнозирование, профилактика, консультирование, посредничество и др.
группа междисциплинарных технологий: организационно-управленческие, социально-психологические, социально-педагогические и др.
группа технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовании, здравоохранении, пенитенциарной системе, военной системе и др.
группа многообразных технологий с различными группами населения: дезадаптированные дети, многодетные семьи, сироты, пожилые, лица БОМЖ и др.
ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ социальной работы:
аналитико-прогнозная
диагностическая
системно-моделирующая
проектно-организаторская
активационная
инструментально-практическая
распорядительно-управленческая
эвристическая
18 вопрос. Принципы, этапы и методы социальной диагностики. Социальный диагноз.
Diagnostikos (греч) – способность распознавать.
СУТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ – получение достоверных (валидных) знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии.
ПРИНЦИПЫ диагностики: ПО АЛФАВИТУ
верификации (установление достоверности социальной информации при помощи иных источников)
клиентцентризма
конфиденциальности
научной обоснованности
ненанесения вреда
объективности
системности
эффективности
УРОВНИ ДИАГНОСТИКИ:
республиканский (Президент, власти), 2. Региональный (территориальный – это области и районы), 3. Локальный (индивидный)
3 ГРУППЫ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ:
Методы диагностики социальных процессов (включает 1. Зондажно-информационное исследование конкретного социума, 2. Социально-историческое обследование, 3. Анализ документов, прессы, 4. Определение ИРЧП)
Методы диагностирования личности (включает наблюдение, интервью, анкетирование, опросник, метод экспертных оценок, мониторинг, социометрию и др)
Методы обработки и анализа информации
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ:
Предварительное ознакомление с объектом (материальные, социальные, духовные потребности)
Проведение социальной диагностики (постановка задач, выбор методов)
Проведение специальной диагностики
Построение выводов, на основании которых дается заключение
СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ устанавливается на заключительном этапе социальной диагностики. Он должен быть тесно связан и отражать состояние социального, профессионально-трудового и анатомо-физиологического статуса клиента.
Социальный диагноз включает в себя разделы:
1. Социальный статус: (1. Пол, возраст, профессия, 2. Социально-бытовые факторы: семейное положение, иждивенец/кормилец, жилищные условия, социально-бытовая комфортность, 3. Социально-экономические факторы: работающий/безработный, пенсионер, 4. Социально-средовые факторы: социально активен/инертен, позитивист/негативист)
2. Профессионально-трудовой статус (образование, стаж работы, квалификацию, установку на труд и др.)
3. Анатомо-физиологический статус (здесь идет характеристика функциональных, психических нарушений, общего состояния здоровья)
- Теория социальной работы
- 1 Вопрос. Теоретические концепции и модели социальной работы
- 2 Вопрос. Эволюция взглядов на социальную работу: от благотворительности до профессиональной деятельности.
- 3 Вопрос. Современное понимание, закономерности и принципы социальной работы, основные требования к ее качеству.
- 4 Вопрос. Универсальный характер социальной работы, важность взаимодействия ее с другими науками и учебными дисциплинами.
- Аналитико-информационная (сбор и анализ информации об отдельном клиенте, о состоянии дел конкретных регионов (социально-демографического, медико-социального, криминального и другого характера)
- 7 Вопрос. Профессиональный статус социального работника в Республике Беларусь, его базовые характеристики.
- 8 Вопрос. Специфика и социально-нравственная ценность участия в социальной работе общественных объединений и отдельных личностей.
- 9 Вопрос. Система социальной защиты населения Республики Беларусь, основные Государственные программы по совершенствованию социальной защиты разных категорий населения.
- Содержательные направления деятельности Министерства труда и социальной защиты как главного субъекта управления.
- Социальное обеспечение;
- Социальную поддержку (помощь). Социальное страхование
- Социальное обеспечение и его виды. Особенности социального обслуживания.
- Пособия
- Социальное обслуживание
- Виды социального обслуживания:
- 13 Вопрос. Адресная социальная помощь. Виды и показатели, дающие право на её получение. Социальная помощь: ее виды. Адресная социальная помощь.
- 14 Вопрос. Проблема стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы. Уровни и эталоны социальных стандартов.
- 16 Вопрос. Задачи, функции и особенности деятельности Фонда социальной защиты Республики Беларусь.
- Основные задачи и функции Фонда:
- Средства Фонда образуются за счет:
- Средства Фонда направляются на:
- 17 Вопрос. Технологии социальной работы. Структура и содержание технологического процесса социальной работы.
- 19 Вопрос. Методы и технологии социальной профилактики, повышение эффективности их использования.
- 20 Вопрос. Технологические особенности социальной адаптации и социальной терапии в работе с различными категориями населения.
- 21 Вопрос. Цели, виды и содержание социальной реабилитации как одного из факторов оптимизации жизнедеятельности человека.
- 23 Вопрос. Основные задачи, методы и технологии деятельности социально-педагогических и психологических служб (сппс) в учреждениях образования.