logo search
Орлова

Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам

В заключение следует остановиться на оценке перспективности работы с обратимыми и ритмическими процессами в обществе и культуре. Самоорганизующиеся системы, изменчивость которых может быть представлена в волнообразной форме, характеризуются периодичностью повторяющихся состояний, детерминированной инерционностью системы и регулируемой с помощью механизма обратной связи. Такими саморегулирующимися системами, определенные процессы которых могут быть представлены в волновых терминах, принято считать биологические организмы. Биологи выявили и изучают регулярные волновые процессы (ритмы) у одноклеточных растений, беспозвоночных, рыб, птиц, млекопитающих, человека; в изолированных организмах, культурах тканей, отдельных клетках. Они пытаются перенести полученные теоретические модели на сообщества организмов и экосистемы.

Основываясь на уже существующих в науке аналогиях (в основном метафорического свойства) между

374

организмом и обществом, механизмом и обществом, сторонники этого подхода стремятся перенести часть научного аппарата, отражающего сходство наблюдаемых процессов, в изучение общества и культуры. Соответственно предпринимаются попытки объединить в общую теоретическую модель элементы физической теории колебаний, теорий биологических ритмов и кибернетической концепции поведения систем большой степени сложности.

В отличие от физических колебаний и волн и даже биологических ритмов социальные системы характеризуются значительно более высокой степенью стоха-стичности, изменчивости, что делает весьма затруднительным параметрировать их в терминах «амплитуды», «фазы», «периоды». По сравнению с биологическими системами, социальные имеют несравненно более длительные периоды флуктуации. Их-то и принято называть циклами.

Следует отметить, что исследование ритмических процессов в организмах и тем более социокультурных системах только начинается. В какой-то степени изучен околосуточный период колебаний; значительно меньше данных существует о месячных и годовых интервалах. Совсем немного известно о более длинных волнах — от пяти лет и выше.

Структуры и темпы социокультурных процессов разнообразны и не могут быть описаны формулами гармонических колебаний. Однако сама попытка по-иному, чем в эволюционизме, взглянуть на динамику общества и культуры, может оказаться плодотворной, а применение биологических и механических метафор, связанных с волновыми процессами — эвристичным. Тем более, что такое перенесение часто происходит в истории развития социальных наук и имеет положительные результаты. Разумеется, ни в одной социокультурной системе невозможно найти устойчивые точку или ось равновесия. Однако, как видно из структурно-функциональных исследований, установившееся состояние системы означает, что разброс вариаций поведения ее отдельных элементов не превышает границ, которые можно выявить в соотнесении с каким-то

375