logo search
Психологический журнал / 2001 / Психологический журнал за 2001 г

8. Индивидуально-типологические особенности субъектов восприятия по критерию эмоциональной импрессивносги (эмоционального слуха - эс)

К числу важнейших психологических особенности говорящего, входящих в состав психологического портрета, следует отнести его эмоциональную экспрессивность, проявляющуюся в эмоциональной насыщенности, выразительности речи.

В этой связи возникает весьма важная проблема оценки эмоциональной импрессивности экспертов-аудиторов, т.е. способности их к адекватной оценке эмоционально- экспрессивных свойств речи говорящего, от которых в конечном итоге зависят многие штрихи портрета, определяемого по голосу. Рассмотрим для примера проведенные нами с этой целью сравнительные исследования эмоциональной импрессивности у людей, принадлежащих к двум различным категориям (по критерию художественный - мыслительный типы): а) абиту-

Таблица 3. Сравнительные уровни эмоционального слуха (%) "художников" и "мыслителей" при восприятии разных эмоций

Категория обследованных

Среднее М, %

ЭС к восприятию разных эмоций, %

радость

печаль

гнев

страх

нейтр.

коэфф. вар., %

Абитуриенты МГК

73.4

83.3

63. 9

69.2

68.9

73.3

7.2

Студенты МГСУ

67.8

79.5

64.5

53.8

62.4

75.2

13.6

Разница

5.6

4.4

-0.6

15.4

6.5

4.1

-

стр. 58

риентов Московской государственной консерватории (МГК) 1997 г. (91 чел. "художники") и б) студентов Московского государственного социального университета (МГСУ) (39 чел. - "мыслители").

Исследование проводилось с применением разработанного автором теста на ЭС [27,29, 31,32,34].

В результате было установлено:

- Представители художественного типа личности - абитуриенты МГК - имеют в целом более высокий ЭС (73.4 +/- 3.85) по сравнению с мыслительным - студентами МГСУ (66.1 +/- 4.28). Различие статистически достоверно при вероятности нуль-гипотезы по критерию Стьюдента р < 0.04.

- Гистограмма распределения числа обследованных как функция степени выраженности ЭС у "художников" существенно сдвинута в сторону более высоких его уровней (см. рис. 8). Анализ гистограммы показывает, что общее количество "художников" с высоким ЭС (более 80%) составляет 39.6% от численности всего коллектива, а этот же показатель у "мыслителей" равен всего лишь 12.8%, т.е. на 26.8% меньше, чем у представителей художественного типа. Вместе с тем в коллективе "мыслителей" число лиц с низким ЭС (ниже 60%) составляет 17.9%, а у "художников" - всего 5.5%.

Существенные различия между "художниками" и "мыслителями" обнаруживаются и при сопоставлении профилей ЭС, т.е. особенностей восприятия различных эмоциональных контекстов речи (см. табл. 3). Как показал анализ, у представителей художественного типа наблюдаются более высокие уровни восприятия отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх, нейтраль) и в целом меньшая неравномерность профилей ЭС (коэффициент вариативности 7.2%), т.е. почти в два раза меньше, чем у "мыслителей" (13.6%). У представителей мыслительного типа оказывается сильно заниженной чувствительность к восприятию "гнева" (53.8%) по сравнению с "художниками" (6.2%): на 15.4% ниже, что и приводит к значительному увеличению коэффициента вариантивности восприятия разных эмоциональных красок (13.6%).

Рис. 8. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) "художников" и "мыслителей" по уровням ЭС (%).

Таким образом, в целом представители художественного типа личности отличаются от мыслительного более высокой эмоциональной импрессивностью (высоким уровнем ЭС) и большей адекватностью восприятия разных эмоциональных контекстов речи.

Взаимосвязь эмоциональной импрессивности субъектов восприятия с другими их психологическими свойствами является весьма важным аспектом наших исследований. Субъектами восприятия были студенты-психологи (53 чел. Ш курса МГСУ). Эмоциональная импрессивность оценивалась с помощью теста на ЭС В. Морозова. Параллельно с этим у всех аудиторов определялись: эмпатия по тесту-опроснику Меграбяна и баллы экстраверсии-интроверсии, нейротизма- психотизма по Айзенку.

Исследования выявили существенные различия аудиторов по степени чувствительности к восприятию эмоциональной экспрессивности речи - от 43.3 до 86.7%. Значительно варьировали и другие обследованные показатели (эмпатия, экстраверсия, психотизм и т.п.). Для наглядного представления взаимозависимости между всеми психологическими свойствами субъектов восприятия они были ранжированы по степени эмоциональной импрессивности, т.е. по ЭС (%), и разделены на 4 группы: 1-я - высокий ЭС (более 80%), 2-я повышенный ЭС (70-80%), 3-я - средний ЭС

Таблица 4. Среднегрупповые значения психологических характеристик в зависимости от уровней ЭС

Психологические характеристики

Гр. 1 ЭС > 80%

Гр. 2 ЭС < 80% ЭС > 70%

Гр. 3 ЭС > 60% ЭС < 70%

Гр. 4 ЭС < 60%

ЭС общий, %

84.7 +/- 3.00

74.8 +/-1.89

67.2 +/- 2.62

51.4 +/-5.05

Чувствительность к гневу

73.3 +/-9.17

66.7 +/- 14.43

48.0 +/-17.5

42.8 +/-8.91

Эмпатия, балл

47.2 +/-15.61

38.4 +/-11.98

34.3 +/-11.34

30.3 +/-11.00

Психотизм, балл

4.0 +/-1.41

5.0 +/-2.14

6.0 +/-3.12

9.1 +/-3.67

Экстраверсия, балл

15.8 +/-1.48

15.1 +/-3.98

12.9 +/-3.91

13.3 +/-4.96

Нейтротизм, балл

10.6 +/-5.50

13.4 +/-6.07

13.8 +/-3.81

10.0 +/-6.43

стр. 59

(60-70%), 4-я - пониженный ЭС (менее 60%); см. табл.4.

Можно видеть, что для группы 1 с наиболее высоким значением эмоционального слуха (ЭС = 84.7%) характерны: наиболее высокая чувствительность к гневу (73.3%), наиболее высокие значения эмпатии по Меграбяну (47.2 балла) и в то же время наиболее низкие баллы психотизма (4 балла по Айзенку), а также небольшое преобладание экстраверсии (15.8 балла) по сравнению с другими группами.

Межгрупповые коэффициенты взаимной корреляции (по Спирмену) по этим показателям выявили высокие положительные связи эмоциональной импрессивности аудиторов, прежде всего, с таким важнейшим психологическим качеством, как эмпатия (R = 0.9518, р = 0.048), чувствительность к гневу (R = 0.9365, р = 0.064), и столь же высокие, но отрицательные связи с психотизмом по Айзенку (R = -0.9868, р = 0.013).

Таким образом, данное исследование показало, что способность к адекватной оценке эмоциональной экспрессивности говорящего (т.е. его ЭС) положительно связана у субъекта восприятия с эмпатией как чувством сопереживания (по Меграбяну и Сирсу) и отрицательно - с психотизмом как мерой конфликтности личности (по Айзенку). Просматривается также тенденция к положительной связи с экстраверсией.

Вышеприведенные результаты подтверждают, что эмоциональная импрессивность является значимым психологическим свойством субъектов восприятия, связанным со многими другими его психологическими качествами и оказывающим большое влияние на формирование психологического портрета человека по его голосу. Поэтому весьма важно при формировании группы экспертов-аудиторов обследовать у них и степень развитости ЭС.