6. Основные дефиниции социально-педагогической виктимологии и ее значение в осуществлении социально-педагогической работы.
Термин «виктимология» в социальной науке происходит от
латинских слов «victime» (жертва) и «logos» (учение). Этот термин
использовался в криминологии начиная с XVIII в. для описания жертв
противоправного и криминального поведения индивида.
Возникновение социальной виктимологии (Б. Мендельсон,
Г. Гентинг) обусловлено тем, что человек не только объект, но и субъект
социализации, исходя из этого, он может стать ее жертвой. По мнению
А. В. Мудрика, это связано с тем, что процесс и результат социализации
заключают в себе внутреннее противоречие.
социальная виктимология изучает различные
категории жертв, возникших в результате неблагоприятных социальных
воздействий: людей с физическими, психическими, социальными и
личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей социальный,
правовой, социально-психологический статус создает предпосылки
неравенства, дискриминации, дефицита возможностей для обеспечения их
жизнедеятельности, тормозит, препятствует физическому, социальному,
психическому, культурному развитию и самореализации личности
Социально-педагогическая виктимология – составная часть
социальной педагогики, изучающая различные категории людей, реальных
или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Она
представляет собой отрасль знаний, в которой:
а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей
с физическими, психическими, личностными и социальными дефектами и
отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества
предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит
возможностей для жизненного старта и физического, эмоционального,
психического, культурного, социального развития и самореализации;
б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели,
содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации,
коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится
жертвой неблагоприятных условий социализации.
- 27.Активные методы изучения социума
- 4. Этические нормы взаимоотношений социального педагога с клиентом
- 30. Религиозные факторы в социально-педагогической работе.
- 5. Этика отношений социального педагога к своей профессии
- I. Защита чистоты, неприкосновенности профессии.
- 2. Работа в микрорайоне.
- 3. Развитие знаний.
- 31. Социально-педагогическая работа в сельском социуме
- 6. Основные дефиниции социально-педагогической виктимологии и ее значение в осуществлении социально-педагогической работы.
- 32. Девиантность обучающихся в социально-педагогической работе
- 37.Помощь людям с ограниченными возможностями
- 38.Профилактика детской инвалидности
- 13. Методические основы осуществления социально-педагогических интервенций
- 39. Алкогольная зависимость как социальная проблема
- 14. Требования к циркулярным вопросам и методика их применения
- 40 Социально-педагогические проблемы наркозависимости
- 15. Методика осуществления «шантажирующих» интервенций, их цель и смысл
- 41. Программа 12-шагов в преодолении проблем зависимости от психоактивных веществ
- 16. Методика осуществления социально-педагогических расследований
- 42.Социально-педагогическая работа с безработными, бездомными, беженцами
- 43.Социально-педагогическая работа с разного рода меньшинствами
- 18-44. Методика консультирования по проблемам вич-инфекции и спиДа
- 19 Нет-45
- 20 Нет-46
- 21Группа как объект в социально-педагогической работе
- 48. Организационно-методические принципы проведения социально-педагогической экспертизы
- 23. Социально-педагогическая работа в группах асоциальной ориентации. «Уличный» социальный педагог.
- 49. Супервизорство в контексте повышения профессионального мастерства социального педагога
- 24. Социально-педагогическая классификация семей
- 50. Профессиограмма социального педагога
- 25. Организационно-методические основы осуществления семейной терапии
- 26 Нет-52