logo search
МЕНЕДЖМЕНТ

Последовательность анализа среды:

Критические точки. Из всего многообразия действующих на предприятии факторов нужно выделить только те, которые являются для него наиболее важными. Они называются критическими точками. Выявление их позволяет определить пределы анализа среды. Для каждой хозяйственной организации существует свой “набор” критических точек.

Формирование базы данных

Ограничив значимые факторы внешней и внутренней среды организации, можно приступить к формированию базы данных, которая осуществляется следующим образом:

Объемность - определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при разработке и реализации управленческих решений.

Сложность – определяется трудозатратами материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды.

Уровень сложности – величина субъективная для каждой организации. К снижению сложности элементов внешней среды для их обработки ведут повышение профессионального персонала и ресурсного содержания.

Подвижность – определяется скоростью искусственного или естественного изменения или обновления значений параметров ее элементов.

П = К / Т,

где П – подвижность внешней среды,

К – количество измененных или обновленных значений параметров,

Т – календарное время изменений или обновлений (месяц, год и т.д.)

Неопределенность – характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды, например: информации о времени принятия новых законов и их содержании.

Коммуникабельность – характеризуется уровнем отношений между организацией и внешней средой:

Разделяют три уровня коммуникабельности:

Контрольные вопросы

  1. Дате определение понятию организация. Основные требования. Обязательные компоненты организации:

  2. Что такое жизненный цикл организации

  3. Перечислите законы организации

  4. Охарактеризуйте внутреннюю среду организации, факторы внутренней среды.

  5. Суть и методика анализа внутренней среды организации

  6. Внешняя среда организации прямого воздействия: характеристика, факторы

  7. Внешняя среда косвенного воздействия: характеристика, факторы

  8. Суть т методика анализа внешней среды организации

  9. Последовательность анализа среды. Критические точки. Формирование базы данных

  10. Основные свойства внешней среды организации

Тема. Миссия, цели, функции управления организацией

  1. Понятие миссии организации.

  2. Содержание основных целей организации.

  3. Классификация целей организации.

  4. Характеристика функций управления.

Понятие миссии организации. Миссия организации определяет место, роль и положение организации в обществе, ее общественный статус. Она выражает в общем виде смысл существования всей организации и определяет взаимоотношения с различными связанными с ней группами людей (с собственниками и сотрудниками организации, потребителями ее товаров или услуг, деловыми партнерами и обществом в целом).

Миссия организации (иногда это понятие заменяют такими выражениями, как «девиз организации», «философия организации», «идеология организации», «деловое кредо») - это выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде.

Как правило, организация при разработке своей миссии подчеркивает именно социальный характер своего предназначения для общества, помимо получения прибыли.

Формулировка миссии должна быть простой, достаточно краткой ясной. Она должна отражать:

Правильно сформулированная миссия отвечает на следующие вопросы:

Ответ на первый вопрос дает четкое представление, каким бизнесом занимается организация, и характеризует ее продукцию.

Ответ на второй вопрос дает общую характеристику потребителей (их возраст, пол, социальный статус и проч.).

Ответ на третий вопрос характеризует цели и ценности организации и показывает, каков общий характер потребностей, удовлетворяемых организацией, и ее основные конкурентные преимущества.

Миссия как слоган. Миссия в виде слогана имеет целый ряд преимуществ. Она легко запоминается, привлекает внимание. Миссия - слоган помогает созданию имиджа организации. Главное, чтобы за лаконичной формой не терялось содержание.В качестве примера слоган компании «АвтоТрейд»: «Мы пришли на рынок для того, чтобы перевозить большие грузы на большие расстояния».

Развернутая миссия. Развернутая миссия выглядит менее привлекательно, чем слоган, зато она более понятна.

Если миссия составлена в форме развернутой декларации, по ней можно сразу увидеть все особенности работы организации.

Например, для компании «Автотрейд» развернутая миссия могла бы выглядеть так:

Компания «Автотрейд» занимается междугородними перевозками по стране. Мы стремимся к тому, чтобы грузопотоки внутри нашей страны были упорядоченными и хорошо организованными. При этом мы придерживаемся следующих принципов:

2. Миссия реализует цели развития организации, которые по существу определяют перспективные направления развития, ориентиры будущей деятельности.

После того как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3-7 лет и более) и краткосрочные (1-3 года) цели организации.

Содержание основных целей организации

Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Цели, в отличие от миссий, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.

Важность определения целей связана с тем, что они:

Типы целей в организации. Цели организации делят на экономические и неэкономические.

1. К неэкономическим можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Организация не должна забывать о формулировании неэкономических целей, поскольку всякая фирма – это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями. Люди – это самый важный фактор успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах.

2. Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные.

Пример количественной цели – увеличение доли рынка фирмы до 10% к 2009 году.

Пример качественной цели – достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

Выделяют пять основных черт для определения специфики и свойств цели:

Цели и задачи всех уровней должны быть

В научной литературе выделяют следующие обобщенные системы целей организации:

Конкретно цели предприятия могут быть сформулированы в следующих категориях:

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Признаки классификации целей

Группы и виды целей

1. Содержание

Экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические и т.д.

2. Период установления

Стратегические, тактические, оперативные

3. Приоритетность

Особо приоритетные, приоритетные, прочие

4. Измеримость

Количественные, качественные

5. Характер интересов (среда)

Внешние, внутренние

6. Повторяемость

Постоянно повторяющиеся, разовые

7. Временной период

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

8. По функциональной направленности

Финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные

9. Иерархия

Цели все организации, цели отдельных подразделений (проекта), личные цели работника

10. Масштаб

Общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные